- Блогтар
- Умаров А. К.
- Өтініш
Уважаемый Нурлан Байузакович! В Парламенте Республики Казахстан проходят обсуждения проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». Согласно этого проекта будет внедрен механизм защиты чувств неверующих. Рассмотрите, пожалуйста, такой возможный случай. В марте, предположим 2019 года, после принятия указанного проекта Закона, обедают в столовой одной из школ Астаны дети из иудейской, мусульманской и христианской семей и отодвигают от себя блюда, содержащие мясо. Школьник из иудейской семьи считает мясо некошерным, школьник из мусульманской семьи считает мясо нехаляльным, школьник из христианской семьи не ест мясо, потому что идет время Великого поста. Все это видит школьник из семьи неверующих. Дома рассказывает об этом родителям. Неверующие родители приходят на следующий день в школу и заявляют, что школьники из верующих семей оскорбили чувства их неверующего ребенка. Какая санкция может последовать после заявления неверующих родителей неверующего ребенка в отношении детей из верующих семей?
- Нуртаев Канагат
- Руханият және дін
- 26.02.2018
- 685
- Өтініш нөмірі 486399
Ермекбаев Н.Б 07.03.2018, 09:31
Уважаемый Нуртаев Канагат! В пункте 1 статьи 22 Конституции Республики Казахстан закреплено, что каждый имеет право на свободу совести. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Конституции Республики Казахстан достоинство человека неприкосновенно, а также пункту 1 статьи 18 Конституции Республики Казахстан, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Согласно пункту 1 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года № 6 «О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц», честь – это общественная оценка лица, мера его духовных и социальных качеств, а достоинство – внутренняя самооценка лицом собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Понятие оскорбления предусмотрено в статье 131 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК, согласно которой оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Таким образом, в приведенном Вами примере не усматривается прямое и преднамеренное воздействие на оскорбление чувства неверующего ребенка со стороны верующих детей. Вместе с тем, согласно проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» предположена поправка в часть 2 статьи 490 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 г. № 235-V ЗРК «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП РК) изложена в следующей редакции: «Статья 490. Нарушение законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях 2. Воспрепятствование законной религиозной деятельности, а равно нарушение гражданских прав физических лиц или оскорбление чувств и достоинства верующих и (или) неверующих по мотивам отношения к религии или выполнения богослужений, религиозных обрядов и церемоний; осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест; допущение проявлений религиозного радикализма, если все вышеизложенные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на должностных лиц – в размере ста, на юридических лиц – в размере двухсот месячных расчетных показателей.». Часть 2 статьи 490 КоАП РК изложена в соответствии с пунктом 2 Замечаний общего порядка Комитета по правам человека ООН № 22 (48) от 27 сентября 1993 года по статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, согласно которому «статья 18 защищает теистические, нетеистические и атеистические убеждения, а также право не исповедовать никакой религии или убеждений. Понятие «убеждения» и «религия» следует толковать широко. Применение положений статьи 18 не ограничивается традиционными религиями или религиями и убеждениями, которые по своим организационным формам или практике аналогичны традиционным религиям. В связи с этим Комитет беспокоит любая тенденция к дискриминации любых религий или вероисповеданий на любых основаниях, в том числе потому, что они являются вновь созданными или что их исповедуют религиозные меньшинства, к которым может враждебно относиться преобладающая религиозная община.». Зачастую на практике граждане, не выполняющие в полном объеме религиозные обряды, или атеисты подвергаются оскорблениям, упрекам в «неверии», «греховности», что является проявлением религиозной нетерпимости. Одной из причин религиозной радикализации людей является страх граждан быть обвиненными в неверии, вероотступничестве и не соблюдении религиозных обрядов. Данное дополнение соответствует опыту большинства западных стран, где гарантируется свобода вероисповедания, в том числе свобода не причислять себя ни к одной религии. В случае несогласия с настоящим ответом, Вы вправе с соответствии со статьей 12 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» обжаловать результаты рассмотрения обращения в вышестоящем органе или в судебном порядке.