Уважаемый Кирилл! Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан (далее -Министерство), рассмотрев вышеуказанное письмо касательно внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011, «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011 (далее – ТР ТС 011/2011, 010/2011), сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированным Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года (далее - Договор), в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) принимаются технические регламенты Евразийского экономического союза (далее – ТР Союза).
Согласно пункту 2 статьи 52 Договора, ТР Союза имеют прямое действие на территории ЕАЭС .
В настоящее время в рамках Союза действует Технический регламент Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
При проведении технического обслуживания, ремонта и проверок машины и (или) оборудования должны соблюдаться требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ.
Также, в рамках Союза действует технический регламент Таможенного союза «Безопасности лифтов», который устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Согласно статье 6 Технического регламента Таможенного союза «Безопасности лифтов» подтверждение соответствия лифта и устройств безопасности лифта, требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме обязательной сертификации перед выпуском их в обращение на территории государств-членов Таможенного союза.
Сертификацию лифта и устройств безопасности лифта, осуществляет орган по сертификации, аккредитованный в установленном порядке.
Оценка соответствия смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию требованиям указанного технического регламента осуществляется в форме декларирования соответствия лифта, по схеме 4д, указанной в приложении 3 к настоящему техническому регламенту, в следующем порядке:
Оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза.
Результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта.
На сегодня согласно Правилам обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов, утвержденных Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 359, техническое освидетельствование грузоподъемных механизмов осуществляется аттестованными экспертными организациями в области промышленной безопасности.
Также, согласно Правилам оказания государственной услуги "Постановка на учет и снятие с учета опасных технических устройств", утвержденным Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 24 апреля 2020 года № 229, постановка на учет и снятие с учета опасных технических устройств является государственной услугой (далее - государственная услуга) и оказывается территориальными департаментами Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и местными исполнительными органами областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент (далее - услугодатель) согласно настоящим Правилам.
Для постановки на учет, снятия с учета опасного технического устройства владелец опасного технического устройства или руководитель организации, эксплуатирующей опасное техническое устройство:
на промышленных объектах, подает заявление в территориальное подразделение уполномоченного органа в области промышленной безопасности;
на объектах социальной инфраструктуры, подает заявление в местный исполнительный орган, осуществляющий государственный надзор в области промышленной безопасности.
В этой связи, сообщаем, что по информации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, предлагаемые поправки в ТР ТС 010/2011, 011/2011 противоречат сути и назначению технических регламентов Таможенного союза, которые регулируют вопросы обращения продукции на рынке, требований к их безопасности и проведения процедур оценки соответствия, но не регулируют вопросы предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3.7 статьи 6 ТР ТС 011/2011 ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза (Закон РК
от 11 апреля 2014 года № 188 «О гражданской защите» и национальные отраслевые правила в области промышленной безопасности).
Машины и (или) оборудование, бывшие в эксплуатации, или изготовленные для собственных нужд их изготовителей, а также комплектующие изделия и запасные части к машинам, используемые для ремонта (технического обслуживания) машин и (или) оборудования, согласно пункту 7 ТР ТС 010/2011, не подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента.
Подпунктом 1 статьи 13 Закона РК
«О разрешениях и уведомлениях» (далее – Закон) определено что, к компетенции разрешительных органов относится установление соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям.
Согласно пункту 2 статьи 51 Закона, проверка соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешительного документа осуществляется государственным органом в порядке профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, по результатам которого принимается решение (составляется заключение) о соответствии или несоответствии заявителя квалификационным или разрешительным требованиям.
Одновременно сообщаем, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, осуществляющее руководство в сферах защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на соответствующих товарных рынках, контроля и регулирования предпринимательской деятельности, против проверок субъектов рынка аккредитованной организацией и выдачи им акта обследования, так как данные проверки противоречат нормам Закона.
Таким образом учитывая, что соразработчиком ТР ТС 010/2011, и ТР ТС 011/2011 от казахстанской стороны на сегодня является уполномоченный орган в области промышленной безопасности - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, который обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области промышленной безопасности и осуществление государственного надзора по обеспечению промышленной безопасности, просим проработать вопрос проведения технического освидетельствования инспекционными организациями с указанным государственным органом и Национальной палатой предпринимательства.
Вместе с тем, следует учесть, что согласно статье 7 Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании» (далее - Закон) уполномоченный орган в области технического регулирования, в частности Комитет, осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области технического регулирования.
Также, согласно статье 8 Закона, государственные органы в пределах своей компетенции в области технического регулирования осуществляют утверждение, отмену, приостановление технических регламентов, а также внесение изменений в технические регламенты по вопросам, входящим в их компетенцию по согласованию с уполномоченным органом.
В свою очередь, сообщаем, что внесение изменений в технические регламенты Союза осуществляется в соответствии с Порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года № 147 (далее – Порядок).
Для внесения изменений в технический регламент необходима разработка обоснования, в частности пояснительной записки, в которой указываются правовое основание для принятия изменений в технический регламент, описание проблем, на решение которых направлена разработка проекта изменений, финансово-экономическое обоснование проекта изменений, механизм разрешения проблемы, на решение которой направлен проект изменений, анализ международного опыта и опыта государств-членов и другие.
В этой связи, сообщаем, что в случае предоставления обоснованных предложений Министерство готово рассмотреть Ваше предложение в рамках Межведомственной комиссии по вопросам технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Согласно пункту 6 статьи 14 Закона РК «О порядке рассмотрения обращения с и юридических лиц» вы имеете право обжаловать действия (бездействия) должностных лиц либо решение, принятое по обращению
Сұлтанов Б.Т. 04.03.2021, 12:41
Уважаемый Кирилл! Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан (далее -Министерство), рассмотрев вышеуказанное письмо касательно внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011, «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011 (далее – ТР ТС 011/2011, 010/2011), сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированным Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года (далее - Договор), в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) принимаются технические регламенты Евразийского экономического союза (далее – ТР Союза). Согласно пункту 2 статьи 52 Договора, ТР Союза имеют прямое действие на территории ЕАЭС . В настоящее время в рамках Союза действует Технический регламент Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверок машины и (или) оборудования должны соблюдаться требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ. Также, в рамках Союза действует технический регламент Таможенного союза «Безопасности лифтов», который устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности. Согласно статье 6 Технического регламента Таможенного союза «Безопасности лифтов» подтверждение соответствия лифта и устройств безопасности лифта, требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме обязательной сертификации перед выпуском их в обращение на территории государств-членов Таможенного союза. Сертификацию лифта и устройств безопасности лифта, осуществляет орган по сертификации, аккредитованный в установленном порядке. Оценка соответствия смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию требованиям указанного технического регламента осуществляется в форме декларирования соответствия лифта, по схеме 4д, указанной в приложении 3 к настоящему техническому регламенту, в следующем порядке: Оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза. Результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта. На сегодня согласно Правилам обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов, утвержденных Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 359, техническое освидетельствование грузоподъемных механизмов осуществляется аттестованными экспертными организациями в области промышленной безопасности. Также, согласно Правилам оказания государственной услуги "Постановка на учет и снятие с учета опасных технических устройств", утвержденным Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 24 апреля 2020 года № 229, постановка на учет и снятие с учета опасных технических устройств является государственной услугой (далее - государственная услуга) и оказывается территориальными департаментами Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и местными исполнительными органами областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент (далее - услугодатель) согласно настоящим Правилам. Для постановки на учет, снятия с учета опасного технического устройства владелец опасного технического устройства или руководитель организации, эксплуатирующей опасное техническое устройство: на промышленных объектах, подает заявление в территориальное подразделение уполномоченного органа в области промышленной безопасности; на объектах социальной инфраструктуры, подает заявление в местный исполнительный орган, осуществляющий государственный надзор в области промышленной безопасности. В этой связи, сообщаем, что по информации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, предлагаемые поправки в ТР ТС 010/2011, 011/2011 противоречат сути и назначению технических регламентов Таможенного союза, которые регулируют вопросы обращения продукции на рынке, требований к их безопасности и проведения процедур оценки соответствия, но не регулируют вопросы предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом 3.7 статьи 6 ТР ТС 011/2011 ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза (Закон РК от 11 апреля 2014 года № 188 «О гражданской защите» и национальные отраслевые правила в области промышленной безопасности). Машины и (или) оборудование, бывшие в эксплуатации, или изготовленные для собственных нужд их изготовителей, а также комплектующие изделия и запасные части к машинам, используемые для ремонта (технического обслуживания) машин и (или) оборудования, согласно пункту 7 ТР ТС 010/2011, не подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента. Подпунктом 1 статьи 13 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» (далее – Закон) определено что, к компетенции разрешительных органов относится установление соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям. Согласно пункту 2 статьи 51 Закона, проверка соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешительного документа осуществляется государственным органом в порядке профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, по результатам которого принимается решение (составляется заключение) о соответствии или несоответствии заявителя квалификационным или разрешительным требованиям. Одновременно сообщаем, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, осуществляющее руководство в сферах защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на соответствующих товарных рынках, контроля и регулирования предпринимательской деятельности, против проверок субъектов рынка аккредитованной организацией и выдачи им акта обследования, так как данные проверки противоречат нормам Закона. Таким образом учитывая, что соразработчиком ТР ТС 010/2011, и ТР ТС 011/2011 от казахстанской стороны на сегодня является уполномоченный орган в области промышленной безопасности - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, который обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области промышленной безопасности и осуществление государственного надзора по обеспечению промышленной безопасности, просим проработать вопрос проведения технического освидетельствования инспекционными организациями с указанным государственным органом и Национальной палатой предпринимательства. Вместе с тем, следует учесть, что согласно статье 7 Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании» (далее - Закон) уполномоченный орган в области технического регулирования, в частности Комитет, осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области технического регулирования. Также, согласно статье 8 Закона, государственные органы в пределах своей компетенции в области технического регулирования осуществляют утверждение, отмену, приостановление технических регламентов, а также внесение изменений в технические регламенты по вопросам, входящим в их компетенцию по согласованию с уполномоченным органом. В свою очередь, сообщаем, что внесение изменений в технические регламенты Союза осуществляется в соответствии с Порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года № 147 (далее – Порядок). Для внесения изменений в технический регламент необходима разработка обоснования, в частности пояснительной записки, в которой указываются правовое основание для принятия изменений в технический регламент, описание проблем, на решение которых направлена разработка проекта изменений, финансово-экономическое обоснование проекта изменений, механизм разрешения проблемы, на решение которой направлен проект изменений, анализ международного опыта и опыта государств-членов и другие. В этой связи, сообщаем, что в случае предоставления обоснованных предложений Министерство готово рассмотреть Ваше предложение в рамках Межведомственной комиссии по вопросам технического регулирования и обеспечения единства измерений. Согласно пункту 6 статьи 14 Закона РК «О порядке рассмотрения обращения с и юридических лиц» вы имеете право обжаловать действия (бездействия) должностных лиц либо решение, принятое по обращению