- Блогтар
- Годунова Н.Н.
- Өтініш
Годунова Н.Н.
Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитетінің Төрайымы
Президенту Республики Казахстан Счетный комитет Республики Казахстан Заявление Прежде всего позвольте поблагодарить Вас за социальные реформы и принципы «Слышащего государства», который позволяет надеяться на значительное усиление эффективности работы государства. Настоящее обращение идет от целого ряда ведущих НПО и экспертов гражданского общества РК. Доверие граждан к государственному управлению, является важнейшим фактором стабильности его развития. В 2015 году при Министерстве информации и общественного развития Республики Казахстан (далее - МИОР) было создано НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» (далее - ЦПГИ), которое было наделено функциями национального оператора грантов для неправительственных организаций. За период деятельности ЦПГИ внес значительный вклад в развитие неправительственного сектора РК, поддержал сотни НПО. Вместе с тем, с февраля 2021 года и.о. Председателя Правления ЦПГИ неожиданно для НПО, была назначена Лима Диас. До этого 2017-2019 гг. работавшая Управляющим директором Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust», в отношении руководства которого велось уголовное расследование. В 2019 году, после начала скандалов с Samruk-Kazyna Trust» Л. Диас ушла из Фонда и была назначена Исполнительным Директором ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана» (крупнейшая сетевая НПО в РК). В 2019 году, ОЮЛ «Гражданский Альянс Казахстана» выиграл грант на тему: «Подготовка комплексного доклада о деятельности общественных советов в Республике Казахстан». Сумма гранта: 15 816 000 (Пятнадцать миллионов восемьсот шестнадцать тысяч) тенге. Срок реализации проекта: 26 марта – 29 ноября 2019 г. Цель проекта: Подготовка комплексного доклада о деятельности общественных советов в Республике Казахстан. По результатам рассмотрения промежуточных отчетов и проведении выездного мониторинга ЦПГИ установлено, что в рамках проекта не проводится работа, утвержденная в технической спецификации Приложении №3. Отдельно по финансовым расходам: не предоставлены в полном объеме документы подтверждающие расходы. В ходе мониторинга выявлен перевод средств со счета гранта на депозитный счет. Так, 02.04.2019 года Оператором был перечислен первый транш по данному проекту в размере 7 908 000 тенге, 10.04.2019 Грантополучателем был осуществлен перевод средств в размере 7 000 000 тенге на свой счет в другом Банке. Т.е. Лима Диас в нарушение законодательства положила целевые средства государственного гранта на депозит. При этом не выплачивая сотрудником заработные платы. Учитывая значимость репутационных потерь от подобного кейса с главной страновой общественной организацией, результаты проверки были оставлены на уровне министерства, деньги возвращены в бюджет. При этом огромное количество НПО и лидеров мнений знают об этом кейсе и профессиональных качествах Л. Диас. После прихода Л. Диас в ЦПГИ, было уволено свыше 90% сотрудников организаций, знавших о порядках работы и качествах их нового руководителя. Были изменены порядок проведения конкурса, несмотря на коррупционные риски, обозначенные в ходе аудита 2019 года. Также Л. Диас игнорирует и другие базовые принципы законодательства. Вместе с тем, многочисленные обращения к руководству МИОР эффекта не имеют, эти и другие факты по существу не рассматриваются или просто игнорируются. В настоящее время вызывают сомнения эффективность, результативность и экономичность использования бюджетных средств, направляемых на грантовое финансирование неправительственных организации, финансируемых через проведение конкурса в НАО «Центр поддержки гражданских инициатив». Во-первых, распределение средств по конкурсу который проводится НАО ЦПГИ. После прихода Л. Диас в ЦПГИ, было уволено свыше 90% сотрудников организаций, знавших о порядках работы и качествах их нового руководителя. Были изменены порядок проведения конкурса, несмотря на коррупционные риски, обозначенные в ходе аудита 2019 года: 1. Экспертная комиссия (эксперты) оценивающая проекты НПО выбирается самим оператором. Без прописанного механизма, исключающего конфликт интересов. Таким образом в 1м конкурсе ЦПГИ по 2 лота получил «Гражданский альянс» и «Жас-Улан» в тематиках, не являющихся уставными целями организации. 2. Секретарем Экспертной комиссии – является представитель оператора. Здесь присутствует явный конфликт интересов, поскольку оператор по закону осуществляет технический контроль за соответствием заявок – требованиям, но не их контекстной составляющей. Во-вторых, 21 мая 2021 года в адрес Общественного фонда из ЦПГИ поступило письмо с информацией об аудиторской проверки проекта «Реализация комплексного проекта «Правозащитник» с созданием единого Call-центра» выявлен факт отсутствия документов и продукции по отдельным мероприятиям. При этом все документы по данному проекту переданы ЦПГИ, согласно акту. ЦПГИ не законно – без основания, проводит проверку, в т.ч. по проектам Фонда, не уведомляя в законном порядке фонд. Также к фонду выдвигаются не законные требования: предоставить документы по индикаторам, которых не было в проекте, предоставить информацию в течении 1 рабочего дня. В связи с тем, что последний государственный аудит НАО «ЦПГИ» проводился в последний раз в 2018 году и включения Министерства информации и общественного развития РК в Перечень объектов государственного аудита Счетного комитета по контролю за исполнениям республиканского бюджета на 2021 год просим Вас, включить НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» в перечень объектов для анализа и оценки деятельности организации, в том числе эффективности использования бюджетных средств, проведение конкурса и распределение государственного грантового финансирования между неправительственными организациями. Просим принять меры для обеспечения законности в деятельности национального оператора гранта, снижения коррупционных рисков и доверия к системе государственной поддержки НПО, просим незамедлительного снятия Лимы Диас с должности и.о. Председателя ЦПГИ и привлечению ее к соответствующей дисциплинарной, уголовной и административной ответственности, согласно приведенным фактам и действующему законодательству. Также, в целях повышения эффективности работы национального оператора необходимо: Процесс избрания членов экспертной Комиссии сделать прозрачным, разработать критерии и механизм отбора. Ввести механизм обоснования баллов при оценке проекта. Одним из критериев оценки проекта включить системность и последовательность деятельности организации данному направлению. С уважением,
- ЛЕПСИБАЕВ ЧИНГИЗ
- Мемлекеттік органдардың жұмысы туралы(мемлекеттік қызмет көрсету)
- 08.09.2021
- 104
- Өтініш нөмірі 704517
Годунова Н.Н. 13.09.2021, 09:32
Уважаемый Лепсибаев Чингиз! Касательно включения НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» в Перечень объектов государственного аудита Счетного комитета на 2021 год (далее - Перечень) (для анализа и оценки деятельности организации, в том числе эффективности использования бюджетных средств, проведение конкурса и распределение государственного грантового финансирования между неправительственными организациями) сообщаем следующее. В соответствии со статьями 10 и 18 Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле», Счетный комитет является высшим органом государственного аудита и финансового контроля, осуществляющим внешний государственный аудит, деятельность которого осуществляется в соответствии с Перечнем объектов государственного аудита на соответствующий год, утверждаемым первым руководителем. Не допускается внесение изменений в Перечень Счетного комитета на соответствующий год, за исключением поручений Президента Республики Казахстан и инициативы Председателя Счетного комитета. Согласно Перечню на 2021 год государственный аудит в НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» не предусмотрено. Вместе с тем, в настоящее время в рамках предусмотренного Перечнем аудиторского мероприятия «Государственный аудит эффективности реализации мер по проведению государственной информационной политики и управления активами подведомственных Министерству информации и общественного развития Республики Казахстан организации» проводится предварительное изучение объектов государственного аудита (с 25.08 по 15.10.2021 г.). По итогам предварительного изучения объектов государственного аудита, будет произведено уточнение объектов государственного аудита, объема средств, активов, периода, охватываемых государственным аудитом, с учетом признания (непризнания) результатов государственного аудита и оценки рисков.