• Электрондық үкімет
  • Ашық үкімет
  • Қазақстан Республикасының үкіметі
  • Сайттың мобильді нұсқасы
  • Нашар көретіндерге арналған нұсқа
ҚАЗ РУС ENG
Кіру немесе тіркелу
  • Портал туралы
    • Талдау
  • МО басшыларының блогтары
  • Интернет-конференциялар
  • Сауалнамалар
    • Категориялар бойынша
    • Мемл. органдар бойынша
  • Трансляциялау жазбалары

Сервистер

Бойынша сұрыптау

Өтініш нөмері

МО басшыларының блогтары

Категориялар

Жауап берілген

Мерзімі өткен

Мемлекеттік орган

Интернет-конференция статусы

Мемлекеттік орган

Категориялар

Қарастырылу мәртебесі

Кезең

С По
меню
  • Портал туралы
  • МО басшыларының блогтары
  • Интернет-конференциялар
  • Сауалнамалар
    • Категориялар бойынша
    • Мемл. органдар бойынша
  • Компоненты ОП
    • Открытые данные
    • Открытые бюджеты
    • Открытые НПА
    • Оценка эффективности деятельности ГО
  • Пайдаланушалырға көмек
  • Блогтар
  • Барлық жазбалар
  • Өзекті өтініштер
  • Барлық өтініштер
  • Мұрағат
  • Блогтар
  • Әбілқасымова М.Е.
  • Өтініш
Әбілқасымова М.Е.

ҚР Қаржы нарығын реттеу және дамыту агенттігінің төрайымы

  • Жазбалар
  • Өмірбаян
  • Өзекті өтініштер
  • Өтініштер

Добрый день! Вводные данные: Иностранные компании и/или физические лица, занимающиеся законным бизнесом, не входящие ни в один санкционный список (не подпадают ни под прямы, ни под вторичные, ни под теневые санкции), полностью соблюдающие требования ПОДФТ, готовые предоставлять любые обоснованно запрошенные документы, имеющие БИН и ИИН в Казахстане (без открытия постоянных учреждений или структурных подразделений), хотят открыть банковские счета в Казахстане. Данные счета будут использоваться также без нарушения описанных выше позиций, то есть все будет законно и прозрачно с точки зрения ПОДФТ, контрагенты никаким образом не будут связаны с санкциями и т.д. Казахстанское законодательство говорит, что такие лица могут легко открыть банковские счета в Казахстане. Однако практика разительно отличается, банки (1) от юридических лиц лиц требуют открытия, минимум, представительства в Казахстане; (2) от физических лиц требуют личного приезда в Казахстан. Свои действия банки не объясняют, письменные ответы отказы не выдают. На практике часть банков объясняет свои действия "настоятельными рекомендациями" вашего агентства так поступать. Однако мне не доводилось видеть таких документов, видел только рекомендацию тщательно проверять потенциальных и действующих клиентов, чтобы не попасть под санкции. Не исключаю, что большинство банков трактуют это как запрет регулятора на открытие и обслуживание некоторых счетов. В соответствии с Правилами открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов, утвержденными Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 207: "25. Отказ в открытии банковских счетов осуществляется банком в случаях и по основаниям, предусмотренным подпунктом 15) части первой статьи 24 Налогового кодекса, пунктом 1 статьи 13 Закона о ПОДФТ, пунктом 2 статьи 27 Закона о платежах и платежных системах, в случаях непредставления документов, предусмотренных Правилами, либо несовершения сделки между клиентом и банком." Вопрос: 1. Насколько правомерен и законен отказ банков в открытии банковских счетов в описанных выше условиях? 2. Если действия банков неправомерны (незаконны) как должны действовать клиенты, чтобы исправить это? 3. Если действия банков неправомерны (незаконны) можете ли Вы, как регулятор, выпустить официальные разъяснения по этой теме?

  • Данияров Олжас
  • Қаржы
  • 20.05.2022
  • 72
  • Өтініш нөмірі 740306

Жауаптар (3)

Терентьев А 17.06.2022, 06:41

Здравствуйте, уважаемый Данияров Олжас!

Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство), рассмотрев Ваши сообщения (вх. №, №ФЛ-Д-9951, ФЛ-Д-9948 от 20.05.2022г.) касательно отказа в открытии банковских счетов нерезидентам РК, а также отказа в переводе денег лицам, не входящих в санкционный список, сообщает следующее.

1. Касательно отказа в открытии банковских счетов нерезидентам РК

Статьей 33 Закона РК «О банках и банковской деятельности» определен договорной характер отношений между банком и клиентом, при этом Законом РК «О платежах и платежных системах» установлено, что банковский счет является способом отражения и учета движения денег клиента в банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, а также договорных отношений между клиентом и банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, по банковскому обслуживанию клиента.

В соответствии с пунктом 25 Правил открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов (далее - Правила), отказ в открытии банковских счетов осуществляется банком в случаях и по основаниям, предусмотренным:

- подпунктом 15) части первой статьи 24 Налогового кодекса РК;

- пунктом 1 статьи 13 Закона РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- пунктом 2 статьи 27 Закона РК «О платежах и платежных системах»; - в случаях непредставления документов, предусмотренных Правилами, либо несовершения сделки между клиентом и банком.

В соответствии с Законом РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», субъекты финансового мониторинга должны принимать меры по надлежащей проверке своих клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников в соответствии с законодательством РК о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кроме того, субъекты финансового мониторинга обязаны отказать физическому или юридическому лицу в установлении деловых отношений в случае невозможности принятия мер по надлежащей проверке.

Законодательством РК установлены требования по формированию в банках второго уровня политики управления рисками и внутреннего контроля, которые предусматривают порядок проверки соблюдения банком и его работниками требований законодательства РК, а также законодательства иностранных государств, оказывающего влияние на деятельность банка.

Таким образом, банки второго уровня вправе отказать в открытии банковских счетов с указанием причин отказа в случаях, предусмотренных законодательством РК.

2. Касательно отказа в переводе денег лицам, не входящих в санкционный список

Введенные санкции в отношении определенных резидентов Российской Федерации, в том числе банков, являются односторонними, и, соответственно, предполагают обязательность их исполнения только гражданами стран, которые ввели такие санкции.

В настоящее время действующим законодательством РК не предусмотрен прямой запрет на проведение операций с лицами, включенными в санкционные списки иностранных государств, которые устанавливаются в одностороннем порядке, за исключением санкций Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, поскольку Казахстан является одним из членов Организации Объединенных Наций.

При этом, операции, через иностранные банки-корреспонденты в иностранной валюте могут приостанавливаться в силу консерватизма иностранных институтов, заключающегося в чрезмерной осторожности при проведении платежей и переводов с участием российских резидентов (в первую очередь, связанных с лицами и операциями, попавшими под санкции).

Как было указано выше, Законодательством РК установлены требования по формированию в банках второго уровня политики управления рисками и внутреннего контроля, которые предусматривают порядок проверки соблюдения банком и его работниками требований законодательства РК, а также законодательства иностранных государств, оказывающего влияние на деятельность банка.

Таким образом, банки второго уровня вправе самостоятельно принимать решения о проведении/не проведении операций с учетом соответствующих рисков.

В соответствии с законом «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» одной из ключевых задач Агентства является обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах, а также повышения уровня финансовой грамотности и финансовой доступности для населения.

В рамках данного направления реализуется, в том числе: -

рассмотрение жалоб и обращений, применение мер, санкций по итогам рассмотрения;

- выявление практик и процессов финансового рынка, которые могут навредить интересам потребителей финансовых услуг, принятие соответствующих системных и законодательных мер для их устранения - превентивное направление деятельности.

В этой связи за защитой своих прав физические и юридические лица вправе обратиться в Агентство с указанием наименования субъекта, чьи действия ими обжалуются.

Обращения и жалобы могут быть поданы следующими способами: - посредством портала электронного правительства Республики Казахстан (https://egov.kz/cms/ru), в сервисе «Электронные обращения» выбрать «Заказать услугу онлайн» и заполнить текст обращения с прикреплением подтверждающих документов;

- с помощью электронного сервиса eOtinish (https://eotinish.kz/, подача заявления осуществляется через приложение eGov, в сервисе «подать обращение» нужно выбрать «заявление» и заполнить текст заявления;

- в письменной форме по адресу Агентства: А15С9Т5, г. Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21;

- в Управление региональных представителей Агентства, адреса которых можно найти по ссылке:

https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/about/structure/185/1?lang=ru.

  • Құрметті өтініш авторы, Сізден МO ұсынған жауапты бағалауыңызды және түсініктеме ретінде себебін көрсетуді сұраймыз

Терентьев А 04.06.2022, 12:02

Здравствуйте, уважаемый Данияров Олжас!

Департамент защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Департамент), рассмотрев Ваши запросы (вх. №ФЛ-Д-9948, ФЛ-Д-9951 от 20.05.2022г.), сообщает следующее.

Согласно пункту 3 статьи 76 Кодекса срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, может быть продлен мотивированным решением руководителя административного органа или его заместителя на разумный срок, но не более чем до двух месяцев ввиду необходимости установления фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения административного дела, о чем извещается участник административной процедуры в течение трех рабочих дней со дня продления срока.

В этой связи сообщаем, что срок рассмотрения Ваших запросов продлен, результаты рассмотрения будут доведены до Вас дополнительно.

  • Құрметті өтініш авторы, Сізден МO ұсынған жауапты бағалауыңызды және түсініктеме ретінде себебін көрсетуді сұраймыз

Әбілқасымова М.Е. 20.05.2022, 12:54

Здравствуйте, уважаемый Данияров Олжас!

В соответствии с частью 1 статьи 76 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, составляет пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

Согласно статье 99 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, срок рассмотрения жалобы составляет двадцать рабочих дней со дня поступления жалобы.

В этой связи ответ на Ваше обращение будет направлен в установленный законодательством сроки

  • Құрметті өтініш авторы, Сізден МO ұсынған жауапты бағалауыңызды және түсініктеме ретінде себебін көрсетуді сұраймыз

Әбілқасымова М.Е.

ҚР Қаржы нарығын реттеу және дамыту агенттігінің төрайымы

Әбілқасымова М.Е.

ҚР Қаржы нарығын реттеу және дамыту агенттігінің төрайымы

  • Жазбалар
  • Өмірбаян
  • Өзекті өтініштер
  • Өтініштер

IT-компаниялардың қабылдауға жазылуы

Біз туралы

  • Портал туралы
  • АКТ саласын дамыту жөніндегі басшы (СІО)
  • Сыбайлас жемқорлыққа қарсы шаралар
  • Тұрақты даму мақсаттары
  • Құпиялылық саясаты
  • © Ашық диалог

    Ашық диалог

  • МО басшыларының блогтары
  • Интернет-конференциялар
  • Сауалнамалар
  • Жазылымдар
  • Байланыстар

    Мекен-жай: Нұр - Сұлтан қ., Мәңгілік Ел даңғылы, 55/15 ғимарат

    Бірыңғай байланыс орталығы: 1414, +7-7172-906-984

    E-mail: sd@nitec.kz

    Яндекс.Метрика