- Блогтар
- Саткалиев А.М.
- Өтініш
Саткалиев А.М.
ҚР Энергетика министрі
Добрый день, недавно были представлены поправки в законодательство, согласно которым формируется порядок возвратности инвестиционных средств, затраченных на строительство маневренных мощностей в Казахстане, в основном работающих на газе, если я правильно понимаю. Сколько примерно проектов парогазовых установок и газотурбинных электростанций и какой мощностью планируется отобрать в рамках аукционов в следующем году? Когда состоится аукцион? Будут ли в аукционах участвовать недавно построенные генерирующие мощности на газе или же маневренные источники электроэнергии только начнут строиться после проведения аукционов в 2021 году? Будут ли эти проекты получать фиксированные выплаты с рынка мощности или же какого-либо другого финансового механизма? Какой примерно ожидается плата за 1 МВт маневренной мощности в результате проводимого аукциона? Будет ли он проводиться отдельно для разных зон энергосистемы - Южной и Западной? Насколько выплаты за новые маневренные мощности добавят в конечную цену на электроэнергию в среднем по стране или в тариф на мощность, который заложен в отпускном тарифе для населения и бизнеса?
- Сериков Данияр
- Ерікті тақырыбы
- 26.11.2020
- 134
- Өтініш нөмірі 654308
Ноғаев Н.А. 09.12.2020, 12:01
Уважаемый Сериков Данияр, На сегодняшний день существующих регулировочных возможностей действующих электростанций Республики, способных оперативно восполнять дефицит в энергосистеме недостаточно, в связи с чем, Системный оператор в лице АО «KEGOC» вынужден пользоваться регулированием энергосистем сопредельных государств. Покрываемые дисбалансы достигают величины 600-800 МВт. Развитие маневренных мощностей для привлечения их к регулированию дисбалансов производства-потребления, позволит перенаправить покупку части услуг по компенсации отклонений на электростанции Казахстана. Отбор проектов по строительству маневренной генерации будет осуществляться через механизм аукционных торгов, что позволит придать импульс строительству таких источников, произвести выбор наиболее эффективных проектов с минимальным воздействием на цены для конечных потребителей. Касательно реализации внесенных поправок в законодательство После вступления в силу поправок в законодательство, согласно Регламенту Правительства Республики Казахстан, уполномоченный орган в области электроэнергетики в течении трех месяцев разработает Правила организации и проведения аукционных торгов на строительство вновь вводимых в эксплуатацию генерирующих установок с маневренным режимом генерации. После чего, в целях определения объема дефицита регулировочной мощности будет утвержден Прогнозный баланс электрической энергии Единой электроэнергетической системы Республики Казахстан (далее – ЕЭС РК) с последующей разработкой плана размещения генерирующих установок с маневренным режимом генерации и предварительным технико-экономическим обоснованием с определением зоны и необходимых объемов маневренных мощностей в зоне ЕЭС РК. Таким образом, количество проектов по строительству маневренных мощностей будет зависеть от имеющегося и прогнозируемого объема дефицита электрической мощности. Касательно участников аукционных торгов Отбор проектов по строительству вновь вводимых в эксплуатацию генерирующих установок с маневренным режимом генерации проводится путем организации и проведения аукционных торгов среди (последовательно в порядке приоритетности): 1) площадок, включенных в план размещения генерирующих установок с маневренным режимом генерации и имеющих предварительные технико-экономические обоснования, подготовленные единым закупщиком по заказу уполномоченного органа на основании технического задания, разработанного системным оператором; 2) площадок действующих энергопроизводящих организаций; 3) площадок, не имеющих предварительных технико-экономических обоснований. Учитывая вышеизложенное, участниками аукционных торгов будут являться как вновь вводимые в эксплуатацию генерирующие установки с маневренным режимом генерации, так и действующие энергопроизводящие организации. Касательно предполагаемых тарифов и влияния ввода маневренных мощностей на цены на электроэнергию Предельный тариф генерирующих установок с маневренным режимом генерации будет определяться предварительным технико-экономическим обоснованием, подготовленным единым закупщиком по заказу уполномоченного органа на основании технического задания, разработанного системным оператором. По итогам аукционных торгов будет определен индивидуальный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности при строительстве вновь вводимых в эксплуатацию генерирующих установок с маневренным режимом генерации. Влияние на конечную цену на электроэнергию будет определено имеющимся и прогнозируемым объемом дефицита электрической мощности и количества проектов по по строительству маневренных мощностей, необходимых для их покрытия. Вместе с тем, реализация проектов по строительству вновь вводимых в эксплуатацию генерирующих установок с маневренным режимом генерации предполагает меньшие затраты, в сравнении с регулированием сопредельных государств. Касательно возвратности инвестиционных средств Данный механизм предусматривает несколько основных стимулирующих моментов: - со стороны государства будут проработаны вопросы по предоставлению земельного участка и точки подключения к электрическим сетям; - победитель аукционных торгов заключает 15 летний договор с Единым закупщиком, по индивидуальному тарифу на мощность для возврата вложенных инвестиций; - кроме того, победитель аукционных торгов заключает договор с Системным оператором на услугу по регулированию электрической мощности в часы пиковых нагрузок, по которому электростанция будет получать дополнительный доход; Касательно зон ЕЭС В соответствии с поправками в законодательство, вновь вводимые в эксплуатацию генерирующие установки с маневренным режимом генерации создаются и вводятся в эксплуатацию после 1 января 2022 года в зоне единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, в которой имеется и (или) прогнозируется непокрываемый дефицит регулировочной электрической мощности.