Тұрғын үй-коммуналдық шаруашылық саласындағы қызметтерді жеткізушіні ауыстыру мүмкіндігі

Тұрғындар арасында қызмет жеткізушісін таңдау және тұрғын үй-коммуналдық шаруашылық саласында күштеп таңудың болуы туралы сауалнама

  • Сұрақтар: 1
  • Жауаптар: 1
  • 18.02.2021, 09:30
  • 18.02.2021

Сериков Данияр 18.02.2021, 10:42, Сұрақ нөмірі: 10171

  • 0

Здравствуйте, я живу во втором подъезде ЖК "Весна-1" в Нур-Султане по адресу Кабанбай батыра 48. Ежемесячно плачу по 600 тенге за услуги домофона, но на одном из них не работает камера, поэтому не видно, кто подошел к двери, ведущей к лестничной площадке, причем такая ситуация длится больше года. Как можно отказаться от услуги домофона, поскольку я ею практически не пользуюсь или сменить поставщика, который мог бы наладить работу одной из двух видеокамер? Кроме того, я хотел бы спросить, есть ли какая-либо возможность сменить поставщика услуг по техобслуживанию лифтов, за что взимается ежемесячно 1,7 тыс. тенге без какого-либо договора с жильцами, хотя двум лифтам не более пяти лет, дом новый, их осмотр реально будет проводится только в этом году, но уже так много средств собирается на их обслуживание с одного подъезда - примерно 140 тыс тенге в месяц, по моим расчетам, если все платят, конечно. Ранее была карточная система, которая была более справедлива, поскольку платил тот, кто ездит, а сейчас насильно собирают деньги и непонятно, куда они идут, сколько раз обслуживаются лифты ежемесячно. Вот материал был в СМИ по этому поводу - https://www.youtube.com/watch?v=sO9hP84RP4Y . Подскажите, как решить эти вопросы, ведь по сути монопольное положение у поставщиков услуг ЖКХ и ничего не сделаешь с этим.

ҚР Бәсекелестікті қорғау және дамыту агенттігі 23.February.2021, 10:39

Добрый день, благодарим Вас за активное участие в развитии жилищно-коммунального хозяйства. Ваш пример типичен для рынка ЖКХ – так называемое «коммунальное рабство», когда оплачиваешь за услуги поставщиков, навязанных прежним управленцем общего имущества. Да, действующее законодательство предусматривает нормы позволяющее жителям принять решение по смене поставщика, но это на столько сложно (инициировать, собрать кворум голосов, юридическое сопровождение по расторжению договоров, в т.ч.через суд), что жители по принципу наименьших хлопот принимают и «терпят» все сложности пользования домофонами, лифтом, интернетом и телевидением в доме. Учитывая, что жители установив домофон или купив квартиры в новостройке уже с домофоном становятся собственниками общего имущества (а к таковым относятся и лифт), сами вправе определять дальнейший способ его эксплуатации: оплачивать ежемесячное обслуживание (определив, что входит в услугу обслуживания) или вызывать техническую службу только по мере поломки, плановой проверки работоспособности оборудования (для новых квартир не на ежемесячной основе). Важную роль, по нашему мнению, играет отсутствие информированности потребителей о своих правах, возможностях в отказе и смене поставщиков на более выгодные условия или качество: о неправомерности угроз установщиков домофонов по их демонтажу, о навязывании к установке оборудования постоянных услуг на обслуживание без какой-либо потребности, о неправомерности требования расторжения договоров (без долгов) только через суд. Понимая системность проблем и неизменяемость текущей ситуации, Агентством инициируются предложения (посредством разработки Национального проекта по развитию конкуренции), которые создадут возможность легко сменяемости поставщиков ЖКХ услуг с применением: - сравнительных ресурсов, для обширной информированности потребителей о наличии альтернатив выбора, о прозрачном целевом направлении выплачиваемых управляющей компании средств; - обширной цифровизации, для развития электронных систем (мобильных приложений) позволяющих голосовать онлайн; - с правовым обеспечением возможности легкого заключения и расторжения договоров, которые не содержат в себе какие-либо навязывания. Полагаем такой подход позволит легко сменять поставщика ЖКХ услуг и сопутствующего сервиса из широко представленного круга поставщиков, обозначив главным в схеме – потребителя и его выбор.