Қоршаған ортаға әсерді азайта отырып, жылу электр орталықтарын жаңғырту бағдарламасы туралы

Қоршаған ортаға әсерді азайта отырып, жылу электр орталықтарын жаңғырту бағдарламасы туралы Қазақстан Республикасы Энергетика министрлігінің интернет-конференциясы

  • Сұрақтар: 3
  • Жауаптар: 3
  • 11.04.2022, 09:00
  • 15.04.2022, 19:00

Сериков Данияр 12.04.2022, 16:14, Сұрақ нөмірі: 10977

  • 0

Где можно ознакомиться с программой модернизации ТЭЦ с уменьшением воздействия на окружающую среду? Назовите, пожалуйста, поименно ТЭЦ, которые участвуют в этой программе и какие суммы они получат через тарифные схемы для компенсации своих инвестзатрат. Когда будут разработаны справочники по НДТ для ТЭЦ? Этим занимается центр зеленых технологий с участием самих энергопроизводящих организаций, КЭА - во сколько эта разработка обходится бюджету? С какого года начнут повышаться выплаты за эмиссию ТЭЦ? Есть ли какие-либо расчеты на сколько модернизация с уменьшением воздействия на экологию согласно Экокодексу увеличит тарифы на тепло до 2030 года в среднем по Казахстану? Складывается впечатление, что у нас многие ТЭЦ одинаковые по всей стране, во многих из них используются российские технологии, котлы, турбины и другое оборудование. Между тем, сейчас заявляется о том, что алматинские ТЭЦ будут модернизироваться с использованием оборудования GE, видимо без какого-либо конкурентного выбора. Теперь эталоном для казахстанских ТЭЦ будут теплоэнергетические технологии GE и других западных компаний, поставляющие оборудование для ТЭЦ, или же в НДТ сохранится ориентация на Барнаульский котельный завод и Уральский турбинный завод, российские технологии? Почему в Казахстане до сих пор не запущена программа поставки мощности сродни российскому опыту в теплоэнергетике, чтобы можно было бы на несколько лет растянуть возвратность инвестиций? Может быть есть смысл уже начать строить по всему Казахстану современные западные ТЭЦ, так как советские уже отживают свой срок и нет смысла их дальше бесконечно модернизировать, как показывает опыт некоторых ТЭЦ, ведь, по сути, НДТ в строительстве ТЭЦ есть в основном на Западе? Почему при модернизации казахстанских ТЭЦ не перевести некоторые на шубаркольский уголь вместо богатырского, который очень зольный? Минэнерго заключало несколько инвестиционных договоров с рядом ТЭЦ для их модернизации или реконструкции за последние годы - почему их инвестпрограммы не публикуются, чтобы мы знали, насколько экологичны их проекты? В МАЭК до сих пор есть проблемы ликвидации последствий использования атомного реактора БН-350 - когда будет реализована программа по утилизации отходов его деятельности совместно с "Росатомом"? В этом году планируется принять закон о теплоэлектроэнергетике - там будет прописаны какие-либо алгоритмы по модернизации ТЭЦ с целью уменьшения их загрязнения окружающей среды? Что происходит с программой модернизации Риддерской ТЭЦ с точки зрения экологии - недавно ее собственник предложить национализировать предприятие - он отказывается от программы? В Кокшетау будет построена новая ТЭЦ - она будет возведена с учетом новых экологичных НДТ?

ҚР Энергетика министрлігі 15.April.2022, 18:51

Уважаемый Сериков Данияр! Касательно ознакомления с программой модернизации ТЭЦ с уменьшением воздействия на окружающую среду В настоящее время Министерством энергетики Республики Казахстан (далее – Министерство) совместно с заинтересованными организациями ведется работа по актуализации Программы по модернизации теплоэлектростанций с целью снижения нагрузки на окружающую среду (далее – Программа). По итогам проведенной работы, планируется публикация на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики. Касательно ТЭЦ, участвующих в данной программе и финансирования В данной Программе предусматриваются мероприятия по модернизации всех действующих ТЭЦ в Казахстане. Справочно: АО «3-Энергоорталык»; АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО»; АО «АлЭС»; АО «Астана-Энергия»; АО «Атырауская ТЭЦ»; ТОО «Батыс Пауэр» ; АО «Жайыктеплоэнерго»; АО «Евроазиатская энергетическая корпорация»; АО «Жамбылская ГРЭС им. Т.И. Батурова»; ТОО «Жанажолская ГТЭС»; ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания»; ГКП «Кызылордатеплоэлектроцентр»; ТОО «МАЭК-Казатомпром»; АО «СЕВКАЗЭНЕРГО»; АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2»; ТОО «Bassel Group LLS»; АО «Актобе ТЭЦ»; АО «Алюминий Казахстана»; ТОО «АКТЮБИНСКИЙ РЕЛЬСОБАЛОЧНЫЙ ЗАВОД» ; ТЭЦ-ПВС, ТЭЦ-2 АО»АрселорМиттал Темиртау»; ГКП «Аркалыкская ТЭК»; ТОО «Главная распределительная энергостанция Топар»; ТОО «КАРАГАНДА ЭНЕРГОЦЕНТР»; ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ»; АО «Астана-Энергия»; ТОО «Kazakhmys Energy»; АО «Риддер ТЭЦ»; ТОО «Согринская ТЭЦ»; ТОО «Текелийский энергокомплекс»; ТОО «Степногорская ТЭЦ» ; ТОО «Шахтинсктеплоэнерго»; ГКП «Кентау Сервис»; АО «Таразэнергоцентр»; ТОО «Экибастузская ГРЭС-1»; ТОО «SagatEnergy» (СагатЭнерджи); ТОО «Уральская газотурбинная электростанция»; АО «Кристалл Менеджмент». Вместе с тем, существующая версия программы не предусматривает механизмы возврата инвестиционных затрат. Механизм возврата вкладываемых инвестиций находится на стадии проработки. Касательно разработки НДТ и выплаты за эмиссию ТЭЦ В соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан, одной из задач Бюро по наилучшим доступным техникам является обеспечение организационной, методической и экспертно-аналитической поддержки деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и технических рабочих групп по вопросам разработки справочников по наилучшим доступным техникам, по трансферу современных технологий и их адаптации в Республике Казахстан. В этой связи, на площадке НАО «Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов» создана техническая рабочая группа по разработке межотраслевого справочника по наилучшим доступным техникам «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии» (далее – Справочник по НДТ), в состав которой вошли представители государственных органов, национальных компаний, ассоциаций и энергетические организации. В соответствии Положением о Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан (далее – МЭГПР), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 июля 2019 года № 479, МЭГПР формирует и реализует государственную политикую, совершенствованию систему государственного управления в сфере охраны окружающей среды и государственного экологического контроля и утверждает методику определения нормативов эмиссий. На основании вышеизложенного по вопросам Справочника по НДТ и выплаты за эмиссию необходимо обратится МЭГПР. Справочно: В соответствии с Экологическим кодексом, все станции мощностью более 50 МВт должны будут получить комплексные экологические разрешения (далее – КЭР). В КЭР будут устанавливаться не только нормативы эмиссий, но и технологические нормативы, которые в свою очередь будут соответствовать наилучшим доступным технологиям (далее – НДТ). Другими словами, условием получения КЭР является внедрение НДТ (это очень дорогие технологии). Разработка информационно-технических справочников по НДТ (далее – ИТС) будет завершена до 2023 года. Касательно расчетов по увеличению тарифов на тепло до 2030 года в связи с модернизацией ТЭЦ Вопросы утверждения тарифов на регулируемые товары и услуги (тариф на тепловую энергию, тариф на услуги по передаче, снабжению электрической и тепловой энергии) регулируются Комитетом по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан. В настоящее время ведутся расчеты по затратам на модернизацию ТЭЦ. Касательно приобретения оборудований российского производства и General Electric Компания General Electric активно содействует развитию энергосистемы Казахстана по нескольким направлениям, включая модернизацию и строительство генерирующих объектов (традиционная и возобновляемая энергетика, а также передачу и распределение электроэнергии). В настоящее время GE совместно с казахстанскими энергогенерирующими компаниями, включая АО «Самрук-Энерго», прорабатывает реализацию проектов по модернизации электростанций в Алматы, Нур-Султане и других городах Казахстана. Отмечаем, что электростанции самостоятельно выбирают производителей и поставщиков в рамках принимаемых внутренних решений и проводимых тендерных процедур. Касательно программы рынка мощности С 2019 года начал функционировать рынок электрической мощности, направленный на привлечение инвестиций в сектор генерации электрической энергии. Кроме того, в рамках рынка электрической мощности заключаются Инвестиционные соглашения на модернизацию, реконструкцию, обновление или расширение электрических станций. В рамках инвестиционных соглашений в настоящее время реализуются 13 проектов. Реализация данных проектов позволит до 2026 года обновить и ввести новые мощности на суммарным объемом равным 1 733 МВт. Касательно строительства современных новых ТЭЦ В настоящее время планируется строительство новых ТЭЦ в городах Алматы, Туркестан, Кызылорда и Кокшетау с современными высокоэффективными технологиями согласно экологическими требованиями. Вместе с тем, Программа будет предусматривать внедрение газоочистных установок на ТЭЦ. В свою очередь, перевод котлоагрегатов на сжигание другого типа угля требует больших затрат на реконструкцию. Касательно экологической эффективности проектов инвестиционных соглашений, заключенных с ТЭЦ Согласно Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), лицо, намеревающееся осуществлять деятельность, для которой Кодексом предусмотрены обязательная оценка воздействия на окружающую среду или обязательный скрининг воздействий намечаемой деятельности, обязано подать заявление о намечаемой деятельности в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды (МЭГПР), после чего данное лицо признается инициатором соответственно оценки воздействия на окружающую среду или скрининга воздействий намечаемой деятельности. При подаче заявлении о намечаемой деятельности указывается характеристика возможных форм негативного и положительного воздействий на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности, их характер и ожидаемые масштабы с учетом их вероятности, продолжительности, частоты и обратимости. В этой связи, МЭГПР размещает заявление о намечаемой деятельности на официальном интернет-ресурсе и направляет его копию в соответствующие заинтересованные государственные органы. Под заинтересованными государственными органами в настоящем параграфе понимаются ведомства уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, уполномоченный орган в области здравоохранения, государственные органы, к сфере компетенции которых относятся регулирование одного или нескольких видов деятельности, входящих в состав намечаемой деятельности, выдача разрешений или прием уведомлений для таких видов деятельности, а также местные исполнительные органы административно-территориальных единиц, которые полностью или частично расположены в пределах затрагиваемой территории. Под затрагиваемой территорией в настоящем параграфе понимается территория, в пределах которой окружающая среда и население могут быть подвержены существенным воздействиям намечаемой деятельности. Местные исполнительные органы соответствующих административно-территориальных единиц в течение двух рабочих дней после получения от уполномоченного органа в области охраны окружающей среды копии заявления о намечаемой деятельности размещают ее на официальных интернет-ресурсах. Прием замечаний и предложений заинтересованных государственных органов и общественности в отношении заявления о намечаемой деятельности осуществляется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Заинтересованные государственные органы и общественность вправе представить свои замечания и предложения в отношении заявления о намечаемой деятельности в течение тридцати рабочих дней с даты подачи инициатором заявления о намечаемой деятельности в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды. На основании вышеизложенного, с проектами ТЭЦ о намечаемой деятельности Вы можете ознакомиться на официальных интернет-ресурсах МЭГПР и местных исполнительных органов. Касательно Закона «О теплоэнергетике» В рамках разрабатываемого Закона «О теплоэнергетике» планируется внедрить механизм комплексного планирования развития отрасли теплоснабжения, путем разработки мастер-планов. Мастер-планы будут содержать механизмы финансирования отрасли, строительство источников и тепловых сетей, а также показатели по повышению эффективности отрасли, в том числе и в части уменьшения показателей загрязнения окружающей среды тепловыми источниками. Касательно программы модернизации Риддерской ТЭЦ АО «Риддер ТЭЦ» утвержден план мероприятий по охране окружающей среды на 2019-2024 гг. с модернизацией оборудования. Для охраны воздушного бассейна выполнены следующие мероприятия: реконструкция горелочных устройств котлоагрегатов – снижение окислов азота от 4,8 до 5,3 тонн/год, внедрение проекта впрыска пара в ядро факела котлоагрегата - снижение окислов азота на 9,8 тонн/год, реконструкция аспирационной установки АС-2 с применением интенсивного орошения труб – снижение выбросов пыли на 0,001 тонн. В свою очередь, в адрес Министерства энергетики предложение по национализированию предприятия не поступало. Касательно строительства ТЭЦ в городе Кокшетау В рамках разработанного предварительного ТЭО по строительству ТЭЦ г. Кокшетау предусмотрены мероприятия по строительству пыле-золоулавливающих оборудований согласно требованию Экологического кодекса Республики Казахстан. В МАЭК до сих пор есть проблемы ликвидации последствий использования атомного реактора БН-350 – когда будет реализована программа по утилизации отходов его деятельности совместно с «Росатомом»? Реакторная установка БН-350 находится на этапе вывода из эксплуатации с дальнейшим приведением его в состояние безопасного длительного хранения. В настоящее время выполняются работы, направленные на поддержание требуемого уровня надежности систем обеспечения безопасности, обеспечивающих систем, радиационной, промышленной безопасности – защитных и локализующих систем, а также охраны труда. Вывод из эксплуатации таких крупных ядерных объектов, как реакторная установка БН-350, является технически сложной и весьма длительной по времени выполнения задачей, требующей больших финансовых вложений, а также специальных организационных мероприятий с учетом обеспечения установленных требований ядерной и радиационной безопасности. На сегодня завершены работы по выгрузке, упаковке и размещению отработавшего ядерного топлива БН-350 на длительное хранение, очистке радиоактивного натриевого теплоносителя с последующим его дренированием из петель и корпуса реактора, удалению остатков натрия с внутренних поверхностей трубопроводов и корпуса реактора, удалению из бассейнов выдержки радиоактивных неядерных материалов и источников ионизирующего излучения. Следующим этапом по выводу из эксплуатации является выбор эффективных и оптимальных методов и технологий по обращению с радиоактивным натрием и жидкими радиоактивными отходами. На сегодня в мире все реакторы на быстрых нейтронах находятся в режиме окончательного останова, как и реакторная установка БН-350. Продолжаются работы по изучению, проектированию, разработку и демонстрацию технологий переработки радиоактивных отходов, демонтажа и дезактивации быстрых реакторов. В связи с этим, Министерством совместно с Международным агентством по атомной энергии проводится работы по организации консультации по проблемам вывода из эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах на площадке ТОО «МАЭК-Казатомпром» в целях обмена информацией по проблемам, возникающим при выводе из эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах, и путям их решения. Также, в рамках казахстанско-российского сотрудничества в области мирного использования атомной энергии продолжаются работы по изучению проектов и технологий по обращению с радиоактивным натриевым теплоносителем и жидкими радиоактивными отходами.