«Өнеркәсіптік саясат туралы» Қазақстан Республикасының Заңы
«Өнеркәсіптік саясат туралы» Қазақстан Республикасының Заңы тақырыбындағы интернет-конференция. Пайдаланушылардық сұрақтарына өнеркәсіптік саясат департаментінің директоры Л.У. Садыкова жауап береді.
- Сұрақтар: 1
- Жауаптар: 1
- 15.04.2022, 10:00
- 15.04.2022, 18:00
Сериков Данияр 15.04.2022, 13:37, Сұрақ нөмірі: 10991
Какую деятельность в рамках закона планирует предпринять МИИР в ближайшие месяцы?
ҚР Көлік министрі 01.June.2022, 14:34
В 2022 году в соответствии с распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 23 февраля 2021 года № 37-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 27 декабря 2021 года «О промышленной политике» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам промышленной политики» Правительство Республики Казахстан приступило к актуализации и разработке 82 подзаконных нормативных правовых актов в реализацию Закона РК «О промышленной политике». Ответственными за реализацию подзаконных нормативных актов являются 8 государственных органов, в число которых входит: МИИР (48 ед.), МЦРИАП (13 ед.), МТИ (7 ед.), МНЭ (3 ед.), МТСЗН (3 ед.), МФ (3 ед.), МЭ (3 ед), МИД (2 ед.). Подходы государственного стимулирования Законом внедрены новшества по реализации индустриальной политики. Основной акцент сделан на переходе от отраслевого принципа поддержки к стимулированию развития производств конкретных видов обработанной продукции средних и верхних переделов. Для этого уполномоченными государственными органами в рамках своей компетенции разработаны перечни товаров по уровням передела, имеющих высокую добавленную стоимость и продуктовую сложность, а также товаров и услуг по степени технологичности. Включение товаров и услуг в данные перечни позволят наращивать экспортный потенциал обрабатывающей промышленности и повысить технологическую сложность производимой продукции. Промышленные предприятия, а также иные юридические лица, производящие товары и услуги, включенные в данные перечни, вправе претендовать на получение финансовых мер государственного стимулирования. Для повышения эффективности оказанных мер определены критерии по внедрению встречных обязательств для предприятий, получающих государственные меры поддержки. Обязательства предприятий направлены на исполнение экономических показателей, в том числе социально значимых. Вводится соглашение о повышении конкурентоспособности, предусматривающее предоставление индивидуального комбинированного пакета мер государственного стимулирования. Системные меры развития Для повышения эффективности производства действующих предприятий обрабатывающей промышленности разработан механизм по обеспечению перерабатывающих производств сырьем. Механизм предполагает заключение трехстороннего соглашения по обеспечению сырьем между производителем сырья, переработчиком и уполномоченным органом. Соглашение будет предусматривать объем гарантированной поставки сырья, обязательства по полной переработке и условия особого конкурентного ценообразования. Реализация механизма позволит обеспечить полноценную загрузку сырьем, увеличить мощности производства и повысить конкурентоспособность продукции на рынках сбыта. Для совершенствования технологических процессов производства и повышения производительности труда предусмотрены механизмы цифровой трансформации производства. Трансформация предполагает внедрение цифровых технологий и систем автоматизации в производство. В данном направлении выработаны меры государственного стимулирования, направленные на автоматизацию операционных и производственных процессов, в том числе путем внедрения элементов Индустрии 4.0. Для обеспечения самодостаточности национальной экономики и повышения доли отечественного производства впервые вводится регулирование рынка офтейк-контрактов. Наличие положений по планированию и заключению офтейк-контрактов позволяет потенциальным заказчикам и поставщикам с уверенностью идти на рисковый шаг за счет гарантий, предусмотренных в законе. С учетом указанных нововведений актуализируются действующие правовые акты, определяющие порядок, условия и механизм финансирования промышленно-инновационных проектов: - финансирование оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) организации, для дальнейшего финансирования проектов в обрабатывающей отрасли; - софинансирование промышленно-инновационных проектов; - лизинговое финансирование; - предоставление финансовым агентом гарантийных обязательств и поручительств по займам; - кредитование субъектов промышленно-инновационной деятельности через финансовые институты; - оказание мер государственного стимулирования промышленности, направленных на продвижение отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутренний рынок; - возмещение части затрат субъектов промышленно-инновационной деятельности по продвижению отечественных товаров и услуг обрабатывающей промышленности, а также информационно-коммуникационных услуг на внешние рынки; - предоставление мер государственного стимулирования промышленности, направленных на повышение производительности труда; - субсидирования ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам и совершаемым лизинговым сделкам банками второго уровня, Банком Развития Казахстана, иными юридическими лицами. Наряду с действующими мерами стимулирования по экспорту, а именно, возмещения маркетинговых, транспортных и представительских расходов предприятий, вводятся новые инструменты стимулирования по продвижению продукции на внешних рынках. Одним из них является субсидирование ставки вознаграждения по экспортным кредитам. В целях повышения уровня технологичности производимой продукции вводится новый инструмент стимулирования - промышленный грант. Инструмент будет предоставляться на модернизацию производства путем обновления технологического оборудования или технологической линии. Инструменты формирования и реализации промышленно-инновационной политики Для оценки эффективности реализации мер государственного стимулирования промышленности Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК разработана методика оценки эффективности реализации мер государственного стимулирования промышленности, а также формы, предназначенные для сбора административных данных в области промышленности. Вводится оценка индустриального развития, определяющая конкурентные преимущества, основные проблемы и планы дальнейшей политики. Введение инструмента придаст процедуре формирования промышленной политики системный характер, основанный на достоверных аналитических сведениях. С целью обеспечения полноценного мониторинга проектов обрабатывающей промышленности, а также их эффективной реализации будет принята единая карта индустриализации. Результатом проводимой оценки станет подготовка национального доклада о состоянии промышленности, содержащий выводы и предложения по дальнейшему решению задач государственной политики в области промышленности.