ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ МЕМЛЕКЕТТІК ОРГАНДАРЫНЫҢ ON-LINE КЕҢЕСІ

Құрметті порталға кірушілер! 2009 жылдың 16 ақпанынан бастап Біз сіздерге «On-line кеңес» жаңа сервисін ұсынудамыз. Сіз кез келген мемлекеттік органға мына мәселелер бойынша: • Қазақстан Республикасының заңнамаларын түсіндіру, • Мемлекеттік қызметті көрсету жөніндегі рәсімдерді түсіндіру, • Қандайда бір жағдай жөніндегі лауазымды тұлға әрекетінің құқықтылығы жөніндегі сұрақтармен қоса басқа да сұрақтарды қоя аласыз. Сұрақтарыңызды барынша қысқа да нұсқа тұжырымдауыңызды сұраймыз, ол кеңесшінің сұрағыңызға дер кезінде жауап беруіне ықпал етеді. Сервисті пайдалану үшін келісімді қабылдап, кеңес алатын мемлекеттік органды тізімнен таңдап, сұрақ қою үлгісін толтыруыңыз қажет. Сіз «Сұрақ мәртебесі» бөлімінде Сұрағыңыз қабылданды ма, жоқ па және мемлекеттік органдардың жауаптарымен таныса аласыз.

  • Сұрақтар: 1531
  • Жауаптар: 45
  • 16.02.2009
  • 31.12.2010
  • ҚР Ауыл шаруашылық министрлігі

asa assa 15.02.2011, Сұрақ нөмірі:

  • 0

Прокуратура города Петропавловска Северо Казахстанской области Акиму города Петропавловска Ашимбетову Н.К. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОННОСТИ Прокуратурой города Петропавловска проведена проверка соблюдения земельного законодательства в деятельности ГУ «Отдел земельных отношений города Петропавловска» (далее земельный отдел) и акимата города Петропавловска. В ходе проведенной проверки рассмотрен вопрос законности актов акимата касающихся земельных вопросов принятых за период 2 полугодия 2009 года и 11 месяцев 2010 года, а также ряд иных вопросов относящихся к вопросу проверки. Результаты проверки показали что, несмотря на то, что аналогичная проверка проводилась прокуратурой города Петропавловска в 2009 году, в ходе которой установлены множественные факты нарушения сроков порядка рассмотрения обращений о представлений земельных участков, составления незаконных актов выбора земельных участков, не законной выдачи положительных заключений земельной комиссий, вышеназванные нарушения имеет место. За период 2 полугодие 2009 года акиматом города принято 544 постановлений регулирующих вопросы земельных правоотношений, к производству принято 1 917 заявлений. Проверкой соблюдения законности рассмотрения заявлений с момента поступления до принятия заключения земельной комиссией установлены множественные факты нарушений. Так установлено, что одной из проблем препятствующей нормальному развитию земельных правоотношений, является бюрократическая волокита, допускаемая отделом земельных отношений при рассмотрений заявлений о предоставлении земельных участков. Согласно пункту 4 статьи 43 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее кодекс) срок подготовки о возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием и подготовки заключения комиссии по данному вопросу составляет до одного месяца с момента поступления заявления, а при предоставлений право на земельный участок субъектом малого предпринимательства-до двух недель. Вместе тем, заявления Литвинова В.В. поступившее 09 февраля 2010 года (вход. № Л-9) земельной комиссией рассмотрено лишь 21 октября 2010 года. т.е. спустя 8 месяцев с момента обращения, Кулькарина Б.К. (вход №К-26 от 01.02.2010 года), ТОО «Архстрой» (вход № Т-191 от 14.01.2010 года) и т.д., которые были рассмотрены по истечению более одного месяца. Необходимо отметить что одной из предпосылок способствующих нарушению специалистами отдела сроков рассмотрения заявлений является длительное их нахождения на столе у руководителя отдела земельных отношений Есжанова Т.К. К примеру, заявление Гриценко В.Г. (вх. 1987 от 29.07.2009 года) в работу Жунусову Б.Б. для составления акта выбора земельного участка поступило лишь 28.08.2010года т.е. спустя 30 дней. Всего за проверяемый период, 932 заявления начальником отдела Есжановым Т.К. в работу специалистам отписывались более 2 недель, а также 77 заявлений более 2 месяцев. Названные действия начальника отдела земельных отношений города Петропавловска попадают под признаки правонарушения создающего условия для коррупции предусмотренного подпунктом 10 пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» то есть неоднократное нарушения установленное законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов. Также проверкой установлено, что наряду с указанными нарушениями земельных отделом акты выбора земельного участка составляются не законно. Так, согласно пункту 4 статьи 43 Кодекса уполномоченные органы городов областного значения по месту нахождения земельного участка определяют (в населенных пунктах совестно с органами архитектуры и градостроительство) возможность использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием. Однако в нарушении названной нормы специалистами отдела земельных отношений составляются акты выбора земельных участков, тогда как схема территориального зонирования города отсутствует, соответственно отсутствует и классификатор целевого назначения земель. Более того, акты выбора земельных участков, отдела земельных отношений составляются в отсутствии представителей отдела архитектуры и градостроительства, а лишь направляются туда для согласования, тогда как данные акты должны составляется совместно. Данный факт существенно затягивает рассмотрение заявлений и обращений. Так, к примеру по заявлению Мажецкого В.В.о предоставлении прав на земельный участок, специалистами отдела земельных отношений составлен акт выбора земельного участка, который 06.10.2010 года направлен на согласования в отдел Архитектуры и градостроительства города Петропавловска, однако до сих пор акт с отдела архитектуры не вернулся. Также в ходе проверки установлены факты волокиты, а также незаконного направления на пересогласование уже согласованных актов выбора земельного участка. Так 13.08.2009 года в акимате города Петропавловска обратилась, Малинина В.Н. (вх. 349) с заявлением о предоставлении права общей долевой собственности земельный участок расположенный по адресу ул. Жумабаева 196, для жилого дома и его обслуживания. Согласно пункту 4 статьи 43 Кодекса, срок подготовки предложений о возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием и подготовки заключения комиссии по данному вопросу составляет до одного месяца с момента поступления заявления. Между тем данное заявление на земельной комиссии рассмотрено лишь 19 марта 2010 года (т.е. спустя 7 месяцев) где внесено заключение о возможности предоставления право общей долевой собственности на земельный участок для заявленных целей. На основании данного заключения земельной комиссии Малининой В.Н. изготовлен землеустроительный проект, который утвержден приказом № 01-03/1127 от 01.06. 2010 года начальником отдела земельных отношений Есжановым Т.К. В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Кодекса, решение о предоставлении земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка принимается на основании заключения комиссии, создаваемой местными исполнительными органами района ( города областного значения) из числа депутатов местного представительного органа, представителей уполномочного органа области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) а также структурных подразделений соответствующих акиматов по делам архитектуры и градостроительства и органов местного самоуправления (при их наличия). Между тем до настоящего времени решения о предоставлении земельного участка не принято. Из объяснений начальником отдела земельных отношений Есжановым Т.К. следует, что в связи со сменой архитектора города, материалы были направлены на согласование с новым архитектором Стихиным В.И. В соответствии с заключением Стихиным В.И., предоставления право частной собственности возможно только под домом, остальная часть земельного участка в аренду. После чего материалы направлены на заседании земельной комиссии повторно. Согласно выписки из протокола комиссии № 23 от 23.09.2010 года, комиссия вынесла заключение о возможности предоставления Малининой В.Н. права общей долевой собственности под жилым домом, остальная часть земельного участка в общее долевое временное возмездное землепользование сроком на 5 лет. Пунктом 4 статьи 43 Кодекса определено, что уполномочные органы городов областного значения по месту нахождения земельного участка определяют ( в населенных пунктах совместно с органами архитектуры и градостроительства) возможность использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием. Также в ходе проверки установлены факты утверждения приказов землеустроительных проектов о предоставлении соответствующих прав на земельные участки лицом, не имеющим на это право. В соответствии с распоряжением акима города Петропавловска начальнику отдела земельных отношений города Петропавловска Есжанову Т.К. со 02.12.2010 года предоставлен трудовой отпуск, исполнение обязанностей начальнику отдела земельных отношений города Петропавловска возложено на Мендыбаева М.Ж. Между тем в ходе проверки установлено, что в период с 3 декабря по 14 декабря 2010 года было утверждено факсимильной подписью Есжанова Т.К. 107 землеустроительных проектов. Что либо по данному факту и.о. начальника отдела земельных отношений города Петропавловска Мендыбаев М.Ж. пояснить не смог, что указывает на то, что последний ситуацией происходящей в отделе не владеет. Также необходимо отметить, что часть вышеуказанных приказов вынесено с нарушением Закона Республики Казахстан «О языках» (далее закон о языках) Согласно требованиям статьи 4 Закона о языках, государственный язык- язык государственного управления, законодательства судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства. В соответствии со статьей 8 Закон о языках, языком работы и делопроизводства, государственных органов, организаций и органов местного самоуправления Республики Казахстан является государственный язык, наравне с казахским официально употребляется русский язык. Однако о нарушении вышеуказанных требований часть приказов об утверждений землеустроительных проектов составлены только на русском языке. Вышеуказанное нарушения препятствуют осуществлению задач Государственной программы функционирования и развития языков на2001-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан № 550от 7 февраля 2003 года. Также проведенной проверкой установлены факты не правомочно проведенных заседаний земельной комиссии. В соответствии с пунктом 19 Положения о комиссии по предоставлению земельных участков в собственность или землепользование в городе Петропавловске утвержденного Постановлением акимата города № 1813 от 19.11.2007 года, заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа его членов. Состав комиссии, согласно приложению к постановлением акимата города № 560 от 18.05.2009 года включает в себе 12 членов, т.е. 2/3 от общего числа членов составляет 8 человек. Между тем изучение протоколов заседаний комиссии являющихся заключением данной комиссии установлено, что в период с 10 месяцев 2010 года из 28 проведенных заседаний Комиссии, не правомочно проведены 19. Аналогично, за период 2 полугодия 2009 года из 20 проведенных заседании Комиссии не правомочно проведено 2 заседания. Так в ходе изучения протокола заседания земельной комиссии № 26 от21 октября 2010 года, на котором рассмотрено 194 вопросов касающихся земельных правоотношений установлено что количество присутствующих членов комиссии на заседании составило 7 человек, что является менее 2/3 от общего их количества, более того в данном протоколе отсутствует подпись одного из членов данной комиссии (Алтынбековой А.С.) что ставить под сомнение его присутствие на данном заседании. Следует отметить что распоряжение Акима городе Петропавловска № 105-р от 23 апреля 2010 года общее руководства земельной комиссией возложено пояснением Макарова А.С. с данным пунктом должностных обязанностей он ознакомлен не был, тогда как в листе ознакомления распоряжения Акима города имеется подпись его секретаря, что доказывает обратное. Таким образом Макаров А.С. в не должной мере знает свои функциональные обязанности , возложенные на него распоряжения акимом города Петропавловска. Всего за период 2 полугодия 2009 года месяцев незаконно на праве временной безвозмездной основе предоставлен и за истекший период 2010 года незаконно предоставлено 170 земельных участков. Указанное свидетельствует о явном оказании неправомерного предпочтения физическим лицам при подготовке и принятии решения что является правонарушением создающим условия для коррупции (подпунктом 4 пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией») В ходе проверки было установлено 10 фактов незаконного предоставления земельных участков относящихся к землям общего пользования. Самым массовым нарушением является нарушение ст.43 Земельного Кодекса РК. Из анализа материалов к постановлению принятым в 2010 году следует что почти каждое заявление рассматривается с нарушением вышеуказанных пунктов. Заявление Понамарева Н.В. предоставлении право на земельный участок 27.01.10 года рассмотрено на земельной комиссии 10.02.10 года. Проект утвержден приказом начальника отдела земельных отношений города Петропавловска Есжановым Т.К. от 18.02.10года. Постановление акимата города Петропавловска принято от 16.06.2010 года № 694 предоставлении право временного землепользования сроком на 5 лет дополнительный земельный участок. Заявление Набоко Д.А. рассмотрено на земельной комиссии 28.10.09 года. Проект утвержден приказом начальника отдела земельных отношений города Петропавловска Есжановым Т.К. от 11.11.09 №01-09/2192. Постановление акимата города Петропавловска принято от 26.03.2010 года № 344 о предоставлении место для гаража. Заявление Нурмазанов Б.Ж. рассмотрено на земельной комиссии 06.05.09 года. Проект утвержден приказом начальника отдела земельных отношений города Петропавловска Есжановым Т.К. от 14.07.09 №01-03/1396 Постановление акимата города Петропавловска принято от 17.03.2010года № 306 предоставлении право земельный участок. Заявление Грищенко В.И. рассмотрено на земельной комиссии 28.10.09 года. Проект утвержден приказом начальника отдела земельных отношений города Петропавловска Есжановым Т.К. от 03.12.09 №01-03/2306. Постановление акимата города Петропавловска принято от 26.02.2010 года № 207 о предоставлении земель для индивидуального жилищного строительства. Земли для индивидуального жилищного строительства, строго по списку он очередность не соблюдает, выборочное предоставление. Заявление Абдуллаева Б.Х. рассмотрено на земельной комиссии 21.01.10 года. Проект утвержден приказом начальника отдела земельных отношений города Петропавловска Есжановым Т.К. от 21.01.10 года №01-03/103 Постановление акимата города Петропавловска принято от 26.02.2010 года года № 208 о предоставлении земель для обслуживания торгового комплекса. Акиматом г.Петропавловска принимаются постановления об отказе в предоставлении мотивируя не соответствием Генеральному плану города одним лицам, но другим гражданам этот же земельный участок предоставляется; К примеру: Заявление Идрисова К.А. вход-И 185 рассмотрено на земельной комиссии 28.09.07 года. протокол №31 рекомендует отказать в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по ул. Пугачева,43 «а» в связи отсутствием детальной планировки города, принято Постановление акимата города от 12.03.2010 года № 291 об отказе в предоставлении земельного участка гр. Идрисовой для индивидуального жилищного строительства. Но позже принято другое постановление акимата города Петропавловска от 28.10.08 года № 1799 гр. Хамицкому Е.В. данный земельный участок предоставлен в частную собственность для индивидуального жилищного строительства. Заявление Изюменова А.Л. вход-И 227 рассмотрено на земельной комиссии 28.09.07 года. протокол №31 рекомендует отказать в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по ул. Островского в связи отсутствием детальной планировки города, принято Постановление акимата города от 12.03.2010 года № 291 об отказе в предоставлении земельного участка гр. Изюменовой для индивидуального жилищного строительства. Но позже принято другое постановление акимата города Петропавловска от 20.10.09 года № 1282 гр. Кажантаеву А.Ж. данный земельный участок предоставлен в частную собственность для индивидуального жилищного строительства. Нарушение статьи 48 Земельного кодекса РК « Земельные участки или право аренды земельного участка, находящихся в государственной собственности и не предоставленные в землепользование, перечень которых определен местным исполнительным органом или утвержден соответствующим решением местного исполнительного органа является объектом продажи на торгах (конкурсы, аукционы) которые проводятся не реже одного года» К примеру: Постановление акимата города №768 от 30.06.2010 года предоставлено право временного возмездного землепользования сроком на 5 лет на земельный участок площадью-0,0063 га Кириковой И.В., Сапожникову В.И., Доблер В.Г. в равных долях для организации парковки по адресу ул.Мира 177. Постановление акимата города №672 от 11.07.2010 года предоставлено право частной собственности на земельный участок площадью-0,00267 выкупной ценой-33909 тенге Лакуриной Е.В. для строительства гаража капитального по адресу Жукова Постановление акимата города №884 от 14.07.2010 года предоставлено право частной собственности на земельный участок № 1 площадью-0,0621 га выкупной ценой-788670 тенге Хамзину С.Х. для строительство конторы и склада готовой продукции по адресу ул.Ауэзова 271, участок №2 предоставлено право частной собственности на земельный площадью-0,138 га выкупной ценой-1752600 тенге Хамзину С.Х. для строительство конторы и склада готовой продукции по адресу ул.Ауэзова 271. Постановление акимата города №1303 от 15.09.2010 года предоставлено право частной собственности на дополнительный земельный участок площадью-0,051 выкупной ценой-647700 тенге ТОО «Наурыз-2030» для строительства центра досуга по ад. Конституции Казахстана-Жамбыла С подобным нарушение а именно предоставление земельных участков или право аренды земельных участков находящиеся в государственной собственности без торгов (конкурсов, аукционов) предоставлено более 20 земельных участков. В Нарушении норм Земельного законодательства РК ст.84,93,94 Земельного кодекса РК, СНиП Рк 3.02-25-2004, постановление акимата города Петропавловска изымается земельный участок для государственных нужд и предоставления его обществу инвалидов и физическому лицу. Земельный участок площадью-2,5 га по ул. Мира 262 кадастровый №15-234-003-014 был предоставлен на праве постоянного землепользования колледжу на основании решения Акима города Петропавловска от 27.08.1997 года №1527 для учебного корпуса. В одностороннем порядке для государственных нужд было изъято у колледжа часть земельного участка площадью-0,201 га на основании постановления акимата города Петропавловска от 18.11.2009 года №1418 Данное постановление принято ссылкой на ст. 89 Земельного кодекса РК согласно которой изъятие земельного участка у государственного землепользователя для государственных нужд производится на основании одностороннего решения исполнительного органа осуществляющего изъятие. После чего, изъятый земельный участок был предоставлен: - на праве постоянного землепользования сроком на 5 лет площадью-0,1543 га обществу инвалидов для автостоянки по адресу ул.Мира 262 на основании постановления Акима города Петропавловска от 24.02.2010 года года №197 -Симонян Э.Н. на праве частной собственности на земельный участок площадью-0,0327 га для размещения торгового павильона по адресу ул.Мира 262 на основании постановления Акима города Петропавловска от 13.10.2010 года года №1474 кадастровый номер №15-234-003-599 Однако данное изъятие и предоставления для автостоянки ,для павильона не могут называться государственными нуждами: - обществу инвалидов- не является государственным, а общественное объединение; -гр.Симонян Э.Н. всего лишь физическое лицо. В соответствие п.1 ст.84 Земельного кодекса РК земельный участок в исключительных случаях может быть принудительно отчужден для государственных нужд по решению суда при невозможности иного способа удовлетворения этих нужд и при условии равноценного возмещения имущества. Данное отчуждение не относится к исключительным случаях для принудительного отчуждения земельных участков для государственных нужд в соответствии (п.2ст.84 Земельного кодекса РК) Вот все представления но однако Есжанов Т. К. занимает должность начальника отдела земельных отношении города Петропавловска Северо-Казахстанской области. Статьи писались о нем в газетах, он не потопляем. Перешел все грани Закона.