ҚР Экологиялық кодексіне енгізілген өзгерістер
Қазақстан Республикасы Энергетика министрлігінің ҚР Экологиялық кодексіне енгізілген өзгерістер туралы интернет-конференциясы
- Сұрақтар: 1
- Жауаптар: 1
- 17.07.2017
- 19.07.2017, 19:00
- Энергетика министрлігі
Алимкулова Мадина 18.07.2017, 10:39, Сұрақ нөмірі: 7112
Касательно платы за эмиссии в окружающую среду
Согласно пп.43) ст.1 Экологического кодекса РК под эмиссиями в окружающую среду понимаются выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, размещение и хранение серы в окружающей среде в открытом виде.
При этом, согласно пп.27) той же статьи размещение отходов — хранение или захоронение отходов производства и потребления.
Пп. 29) той же статьи гласит, что хранение отходов — складирование отходов в специально установленных местах для последующей утилизации, переработки и (или) удаления.
В соответствии с пп.6) п.1 ст.220 Экологического кодекса РК, при операциях по недропользованию должны проводиться работы по утилизации шламов и нейтрализации отработанного бурового раствора, буровых, карьерных и шахтных сточных вод для повторного использования в процессе бурения, возврата в окружающую среду в соответствии с установленными требованиями.
Пунктом 4 статьи 283 Экологического кодекса предусмотрено, что собственник отходов должен пользоваться централизованной системой сбора отходов или услугами субъектов, выполняющих операции по сбору, утилизации, переработке, хранению, размещению или удалению отходов, либо обязан самостоятельно осуществлять операции по размещению и удалению отходов. При этом, передача собственником отходов субъектам, выполняющим операции по сбору, утилизации, переработке, хранению, размещению или удалению отходов, означает одновременно переход к таким субъектам права собственности на отходы, если сторонами не заключено соглашение на иных условиях.
Согласно ст.494 Налогового кодекса РК, объектом обложения платой за эмиссии в окружающую среду является фактический объем эмиссий в окружающую среду в пределах и (или) сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду:
1) выбросов загрязняющих веществ;
2) сбросов загрязняющих веществ;
3) размещенных отходов производства и потребления;
4) размещенной серы, образующейся при проведении нефтяных операций.
Между тем, каждое предприятие по утилизации отходов бурения обязано иметь производственную базу с площадкой временного хранения, осреднения отходов бурения, а также ливневый водоотвод для сброса воды. На эту площадку производится разгрузка отходов, полученных по договору от производителя отходов (нефтедобывающей компании). Данный период складирования отходов на указанной площадке перед переработкой на установке термодеструкции в практике также рассматривается как обязательная стадия технологической системы утилизации отходов.
Учитывая вышеизложенное, прошу ответить на следующие вопросы:
1. Является ли хранением отходов период размещения отходов бурения на картах осреднения и вылежки субъектом, выполняющим операции по сбору, утилизации, переработке отходов, полученных им от недропользователя по соответствующему договору?
2. Какой объем считается фактическим для обложения платой за эмиссию в окружающую среду: объем, полученный и разгруженный на картах осреднения и вылежки или же объем твердых отходов, образовавшийся после этапа сброса воды?
ҚР Энергетика министрлігі 18.July.2017, 15:52
Уважаемая Алия! 1. Согласно внесенных изменений в Экологический кодекс РК от 28.04.2016г. Законом № 506-V, вступивших в силу 14.07.2016г, временное хранение отходов–складирование отходов производства и потребления лицами, в результате деятельности которых они образуются, в местах временного хранения и на сроки, определенные проектной документацией (но не более шести месяцев), для их последующей передачи организациям, осуществляющим операции по утилизации, переработке, а также удалению отходов, не подлежащих переработке или утилизации. Кроме того, для лиц, осуществляющих утилизацию и переработку отходов или иные способы уменьшения их объемов и опасных свойств, а также осуществляющих деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления, разработка программы управления отходами обязательна. Таким образом, рассматриваемый период складирования отходов на площадке перед переработкой является хранением отходов, т.е. складирование отходов в специально установленных местах для последующей утилизации, переработки и (или) удаления, который регулируется разрешениями в окружающую среду. 2. Согласно п. 1 ст. 494 Налогового кодекса РК, объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду в пределах и (или) сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду, размещенных отходов производства и потребления. В Вашем случае, фактическим объемом размещенных отходов является объем, полученный и разгруженный на картах осреднения и вылежки.