Қазақстан Республикасы азаматтық қорғау органдарының қызметі
«Қазақстан Республикасы азаматтық қорғау органдарының қызметі» тақырыбында интернет-конференция өтеді. Пайдаланушылардың сұрақтарына ҚР ішкі істер министрінің орынбасары Ильин Юрий Викторович жауап беретін болады.
- Сұрақтар: 9
- Жауаптар: 9
- 07.08.2017, 09:00
- 11.08.2017, 18:30
- ҚР ішкі істер министрлігі
Кусаинова Салтанат 07.08.2017, 11:29, Сұрақ нөмірі: 7173
В работе по предотвращению чрезвычайных ситуаций важным направлением является проведение профилактических мероприятий, включающих в себя пропаганду знаний и обучение населения мерам безопасной жизнедеятельности.
При этом, культура безопасности должна формироваться на протяжении всей жизни человека. В этом должны активно участвовать семья, учебные заведения, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.
Необходимо отметить, что дети являются одной из наименее защищенных от чрезвычайных ситуаций групп населения из-за отсутствия знаний и навыков в области безопасной жизнедеятельности. Их обучение необходимо начинать с дошкольного возраста и проводить его в течение всей учебы в школе, начиная с самого простого и постепенно усложняя материал.
Обучение учащихся и студентов учебных заведений вопросам безопасной жизнедеятельности проводится в рамках учебных программ дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Проведенный анализ учебных программ и пособий дисциплины ОБЖ показал, что знания, полученные обучающимися в рамках данных программ не способных обеспечить их безопасную жизнедеятельность.
Например, в рамках дисциплины изучаются принципы организации Гражданской обороны (ГО) и защиты людей при ЧС; Комиссии по чрезвычайным ситуациям; Роль, основные задачи и организационная структура уполномоченного органа в области ЧС; Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени; Промышленная безопасность, Оказание медицинской помощи и мн. др.
Большая часть из перечисленных тематик не дает детям необходимых знаний в области безопасной жизнедеятельности и перегружает не нужной информацией.
Многие могут оспорить данное утверждение, говоря, что ГО обучает действиям при ЧС мирного и военного времени. С этим ни кто не спорит. Однако мы учим наших детей при попадании в ЧС применять различные средства индивидуальной защиты, эвакуироваться в защитные сооружения, при оказании медицинской помощи пользоваться соответствующими медпрепаратами и т.д.
В реальности же обычный человек оказавшись в зоне ЧС, ничего из этого не имеет, в итоге мы получаем большое количество погибших и пострадавших при различных видах ЧС и происшествиях.
Кроме того, в учебных программах и пособиях не учтены многие виды опасностей и способы самозащиты, с которыми мы сталкиваемся в обыденной жизни разбойное нападение, террористический акт, дорожно-транспортное происшествие и мн. др.
В этой связи хотелось бы, что бы уполномоченный орган в области гражданской защиты, стал основоположником в области формирования культуры безопасности в обществе, начиная с детского возраста и обеспечил переработку типовых учебных программ дисциплины ОБЖ и разработку соответствующих учебных пособий, охватывающие весь спектр безопасной жизнедеятельности человека.
Благодарю за ответ!
Кусаинова Салтанат 08.08.2017, 14:59
Вопрос был по школам, колледжам и вузам. Ответ прозвучал, только по школам
ҚР Ішкі істер министрлігі 07.August.2017, 18:46
С 1 сентября 2013 года, в соответствии с действующим госстандартом образования Республики Казахстан, существовавший ранее предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) учениками школ не изучается, а его содержание включено в рамки учебного курса других предметов («Познание мира» и «Физическая культура»). В соответствии с представленной Министерством образования и науки Республики Казахстан информацией, графиком перехода на 12-летнее образование планируется внедрение нового контента программы курса ОБЖ в содержание обновленных учебных программ. Министерством образования и науки Республики Казахстан, в целях обеспечения охвата обучающихся курсом ОБЖ в рамках обновления содержания среднего образования предусматривается дальнейшее интегрирование учебной программы ОБЖ в программы основных общеобразовательных дисциплин. В целях формирования у учеников средних школ необходимых знаний, привития поведенческих навыков, а также психологической готовности к действиям в ЧС подразделениями Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан периодически проводятся интерактивные и открытые уроки, практические занятия. Ежегодно, в рамках месячника Гражданской обороны (март), территориальными подразделениями Комитета проводятся дни открытых дверей, в ходе которых учащиеся учебных заведений имеют возможность ознакомиться со спасательной техникой и оборудованием. В целях развития навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций периодически проводятся соревнования по пожарно-спасательному спорту среди отрядов юных пожарных. В соответствии с приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 20 апреля 2015 года № 381 «Об утверждении Правил информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты» в организациях образования и организациях дошкольного воспитания и обучения сейсмоопасных регионов ежеквартально проводятся сейсмотренировки. Дполнительно по совместному проекту Комитета по ЧС МВД РК, Министерства образования и науки Республики Казахстан и Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ в школах № 63 г. Астана и №20 г. Уральск реализуется углубленное изучение правил поведения при ЧС, открыты кабинеты безопасности, где собран лучший опыт агитационно-профилактической работы в части работы предупреждения вопросов ЧС с уклоном на детский возраст. Комитетом по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан свою очередь разработаны Рекомендации по обучению детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасности, которые направлены в Акиматы областей городов Астана и Алматы для их распространения и применения среди коллективов дошкольных учреждений. В целях предупреждения гибели детей на пожарах и профилактики пожаров в жилом секторе территориальными подразделениями Комитета на постоянной основе проводится разъяснительная работа в организациях образования, частном жилом секторе, а также в местах проживания малообеспеченных, неблагополучных и многодетных семей, о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности. В целях профилактики пожаров от детской шалости, предотвращения травматизма и улучшения знаний по пожарной безопасности в марте 2017 года по республике прошла Акция «Безопасное детство». В рамках акции были проведены слёт КВН на переходящий кубок ЧС с привлечением детей разных районов области, различные конкурсы и соревнований по быстрой эвакуации с место горения, перетягивание каната на лучшего спасателя, на лучшую бригаду первой медицинской помощи. Организовано театрализованное представление для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В период обучения 2017 года (за 5 месяцев т.г.) организациях образования проведены 354 интерактивных уроков (на темы «Игра детей с огнем приводит к пожарам», «Пожарная безопасность в школах», «Подготовка к пожароопасному периоду», «Огонь и его последствия», «Действия при возникновении пожара», «Причины отравления угарным газом», «Если вдруг возник пожар», «Соблюдение правил пожарной безопасности детьми в летний период», «Как вести себя при пожаре», «Береги природу от пожаров», «Меры пожарной безопасности в быту», «Организация и проведение эвакуационных мероприятий», «Каникулы без пожаров», «Детская шалость с огнем», «Лето без ЧС»), с охватом более 16 тыс. учащихся, 1419 викторин, конкурсов, КВН с охватом более 30 тыс. детей. Уважаемая Салтанат! На Ваш комментарий дополнительно сообщаем, что указанная в ответе профилактическая работа, проводится на постоянной основе с преподавательским составом и учащимися, в том числе средне-специальных и высших учебных заведений. Вместе с тем, содержание учебных курсов ОБЖ средне-специальных и высших учебных заведений дополнительно будет изучено при подведении итогов обучения в сфере гражданской защиты за 2017 год. По итогам в Министерство образования и науки будут направлены соответствующие рекомендации по внесению изменений в учебную программу.