Үшінші Жаңғыруда қойылған міндеттерді орындау аясында Қарағанды облысының дамуы

Қарағанды облысының әлеуметтік-экономикалық дамуы және ҚР Президенті «Қазақстанның үшінші жаңғыруы жаһандық бәсекеге қабілеттілік» Жолдауының жүзеге асуы. Сұрақтарға Қарағанды облысының әкімі Ерлан Қошанов жауап береді.

  • Сұрақтар: 8
  • Жауаптар: 8
  • 11.08.2017, 14:30
  • 11.08.2017, 18:30
  • Қарағанды облысының әкімдігінің аппараты

Гусев Олег 11.08.2017, 07:05, Сұрақ нөмірі: 7197

  • 1

Уважаемый Ерлан Жаканович! При строительстве автодороги Караганда-Темиртау одним из подрядчиков строительства - ТОО «СейСер» используется щебень, произведенный из мартеновского шлака ТОО «Алау Жалын» со шлакоотвалов еще Карагандинского металлургического комбината. Казахским научно-исследовательским и проектным институтом дорожно-транспортных проблем «ДОРТРАНС» были проведены химико-минералогические исследования свойств доменных и конвертерных (сталеплавильных) шлаков. В результате исследований было доказано, «что использование доменных шлаков образует монолитный слой, обеспечивающий равномерное восприятие напряжения от веса «дорожной одежды» и транспортных нагрузок и равномерное распределение их на нижележащие слои земляного полотна». «Дорожная одежда» - это многослойный фундамент для бетонного полотна, один из слоев которой состоит из доменного гранулированного шлака фракцией до 10 мм, щебня из доменного шлака и цемента с добавлением воды. Все эти три компонента есть производные от одного и того же продукта – доменного шлака. И за счет такой однородности этот слой «дорожной одежды» спекается и становится монолитной плитой. В дальнейшем, даже если земляная подушка под ним в некоторых местах слегка просядет, этот монолит так и останется ровным и цельным. В результате срок службы автодорог, построенных с применением продуктов из доменных шлаков, значительно увеличивается. Чего нельзя сказать про сталеплавильные – мартеновские и конвертерные - шлаки. По результатам проведенных тем же институтом «ДОРТРАНС» испытаний щебеночно-песчаной смеси фракции от 0 до 40 мм из сталеплавильного шлака АО «АрселорМиттал Темиртау», установлено ее несоответствие требованиям стандарта СТ РК 1376-2005 «Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия», распространяемых на песок и щебень, а также готовые щебеночно-песчаные смеси из шлаков черной металлургии, предназначенных для строительства автомобильных дорог (Протоколы испытаний №252/1 - №252/5 от 31.08.2016 г.). В частности, согласно заключению Центральной научно-исследовательской лаборатории института, «сталеплавильные шлаки не пригодны для формирования слоев «дорожной одежды», т.к. не обладают по своим химико-минералогическим характеристикам вяжущими свойствами, обеспечивающими монолитность конструкции, что также относится и к щебеночно-песчаной смеси из природных компонентов - песка и природного щебня». Тем самым был наложен запрет на замену щебня доменных шлаков на природный щебень и щебень из сталеплавильных шлаков. Кроме того, по стандартам нужно использовать именно доменный шлак, в котором содержание железа не более 5%, в то время как в щебне из сталеплавильного шлака этот процент достигает 20! Соответственно, он подвергается коррозии, разрушается сам, что приводит к разрушению всего участка дорожного полотна в течение нескольких лет. К сожалению, в этой ситуации бездействует и технический надзор ТОО «Жол-Сапа», который обязан следить за соблюдением технологии. Равно как и заказчик строительства – АО НК «КазАвтоЖол» не уделяет должного внимания качеству строительства. При таком отношении к своим обязанностям подрядчика, технадзора и заказчика сложно говорить о выполнении в Карагандинской области пятого пункта Послания Президента РК «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», а именно - о развитии «новой евразийской логистической инфраструктуры». Каким образом Вы, уважаемый Ерлан Жаканович, можете повлиять на этот «триумвират» и заставить эти структуры соблюдать необходимые технические и законодательные требования? Ведь такая погоня за сиюминутной выгодой может дорого обойтись и жителям Карагандинской области, и Республике Казахстан в целом.

Қарағанды облысы 11.August.2017, 16:28

В дорожно–строительный сезон 2017 года начата реализация проекта реконструкция коридора Центр-Юг «Астана-Караганда-Балхаш-Алматы» автомобильная дорога «граница РФ (на Екатеринбург)-Алматы» участок Караганда-Темиртау с 6-полосным бетонным покрытием. В конструкции дорожной одежды для устройства верхнего слоя основания предусмотрено использование доменных шлаков металлургического комбината АО «АрселорМиттал Темиртау». Хочется отметить, что по территории области при реконструкции участков дорог Анар-Темиртау-Караганды используется около 600 тыс. тонн шлакового щебня в том числе, на участке Караганда-Темиртау 109 тыс. тонн. В настоящее время поставщиками данной продукции являются ТОО «АлбадорСтрой» и ТОО «Алау Жалын». Используемый материал в стадии проектирования проходил испытание в Центральной Научно-Исследовательской лаборатории КазНИиПИ «Дортранс», сделан подбор оптимального состава смеси. Кроме того, до начала производства работ службой технадзора ТОО «Жол Сапа» совместно с лабораторией ТОО «СейСер» отобраны пробы шлакового щебня непосредственно с места производства шлаковой продукции, а также ежедневно данными службами и независимой лабораторией РГУ «КарагандаЖоллаборатория» производится входной контроль поступающих материалов отбор и лабораторные испытания укладываемых материалов в конструктивном слое дорожной одежды непосредственно в месте производства работ. Результаты лабораторных испытаний оформляются протоколами и регистрируются в журнале укладки конструктивных слоев дорожной одежды. Применяемые материалы из шлаковой продукции соответствуют требованиям вышеперечисленных нормативных документов. Благодарю вас за вопрос, он станет поводом для того, чтобы компетентные органы еще раз обратили внимание на качество используемого материала.