Қазақстан Республикасы азаматтық қорғау органдарының қызметі
«Қазақстан Республикасы азаматтық қорғау органдарының қызметі» тақырыбында интернет-конференция өтеді. Пайдаланушылардың сұрақтарына ҚР ішкі істер министрінің орынбасары Ильин Юрий Викторович жауап беретін болады.
- Сұрақтар: 9
- Жауаптар: 9
- 07.08.2017, 09:00
- 11.08.2017, 18:30
- ҚР ішкі істер министрлігі
Кусаинова Салтанат 11.08.2017, 08:49, Сұрақ нөмірі: 7198
Одной из наиболее распространенных и опасных категорий чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары. В этой связи обеспечение пожарной безопасности является важнейшей задачей государства.
В целях реализации задач и функций по обеспечению пожарной безопасности создана и функционирует система обеспечения пожарной безопасности Республики Казахстан. Ключевым словом в данной системе является «безопасность». В настоящее время в науке и нормативно-правовых актах Республики Казахстан нет однозначного толкования понятия «безопасность». Рассматриваются лишь отдельные её виды, в том числе и пожарная безопасность, определенная как «состояние защищенности людей, имущества, общества и государства от пожаров».
В словаре В. Даля можно найти следующее определение безопасности «отсутствие опасностей, сохранность, надежность».
В политической энциклопедии дается следующее определение: «Безопасность – состояние надежной защищенности жизненно важных интересов и коренных основ существования личности, общества и государства, а также мирового сообщества от внутренних и внешних угроз».
Слово «безопасность» образовалось с помощью приставки «без», которая выражает значение «не имеет чего-либо» и корня «опасность» т.е. угроза бедствия, катастрофы, пожара и т.д.
Таким образом, система обеспечения пожарной безопасности должна обеспечить отсутствие пожаров.
Однако как показывает анализ чрезвычайных ситуаций, ежегодно в Республике Казахстан происходит порядка 14,5 тыс. производственных и бытовых пожаров, от которых более 400 человек погибает и около 1 тыс. получают увечья различной степени тяжести.
В среднем за год на 1 тыс. граждан Республики Казахстан приходится около 1 пожара, на 100 тыс. человек 2,7 погибших и 7,1 пострадавших. При каждых 100 пожарах погибает 3 и получает увечья 7,0 человек.
На основании вышеизложенного можно предположить, что система обеспечения пожарной безопасности не обеспечивает необходимую защищенность от пожаров. Данное обстоятельство очевидно, так как принципиально невозможно свести вероятность возникновения пожара к нулю.
Об этом говорится в Техническом регламенте Республики Казахстан «Общие требования к пожарной безопасности». «Пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если выполняется одно из нижеследующих условий … «- пожарный риск не превышает допустимых значений». То есть, допускается определенная количественная величина реализации пожарной опасности. Данной величиной служит индивидуальный пожарный риск равный 10-6 в год.
Такое же положение дел у нас обстоит и с другими чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (ЧС).
Для минимизации вероятности возникновения пожаров, ЧС и их последствий необходимо перейти от системы обеспечения безопасности к «управлению риском».
В Законе Республики Казахстан «О гражданской защите» говорится, что одной из основных задач гражданской защиты является предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Согласно данному Закону «предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров материальных потерь в случае их возникновения».
Т.е. главными задачами по предотвращению или обеспечению безопасности от чрезвычайных ситуаций является уменьшение риска их возникновения.
Слово риск в Законе «О гражданской защите» встречается 8 раз, в следующих интерпретациях: «оправданный риск», «оценка и управление рисками», «уменьшение риска», «критерии оценки степени риска», при этом данные понятия в законе не раскрываются.
Общее определение слова риск дается в Законе Республики Казахстан «О техническом регулировании», где сказано, что «риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, окружающей среде, в том числе растительному и животному миру, с учетом степени тяжести его последствий».
В критериях оценки степени риска и проверочных листов в области промышленной безопасности дается следующее определение: «риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий».
В Техническом регламенте «Общие требования к пожарной безопасности» дается следующее определение: «пожарный риск - количественная характеристика возможности реализации пожарной опасности и ее последствий для людей и материальных ценностей». В указанном определении рассматривается возможное воздействие пожара на людей и материальные ценности, а как же окружающая среда, растительность и животный мир.
Принимая во внимание мировой опыт в области защиты от ЧС, на наш взгляд системе гражданской защите необходимо перейти к управлению рисками ЧС.
ҚР Ішкі істер министрлігі 11.August.2017, 18:14
Комитет по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. 1. 11 апреля 2014 года принят Закон Республики Казахстан «О гражданской защите» (далее – Закон о ГЗ), которым были консолидированы следующие Законы Республики Казахстан: - «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (05.07.1996); - «О пожарной безопасности» (22.11.1996); - «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (27.03.1997); - «О гражданской обороне» (07.05.1997); - «О государственном материальном резерве» (27.11.2000); - «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» (03.04.2002). В реализацию Закона о ГЗ были разработаны и приняты заинтересованными центральными государственными органами подзаконные нормативные акты: 1 – Указ Президента РК; 20 – постановлений Правительства РК; 57 – приказов. Справочно. Консолидированные законы Республики Казахстан принимаются с целью совершенствования структуры законодательства и объединяют законы, регулирующие комплексные по своему характеру общественные отношения. Законодательство Республики Казахстан о гражданской защите основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона О ГЗ и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Терминологический понятийный аппарат обозначен действующим законодательством Республики Казахстан в сфере гражданской защиты: гражданская защита – общегосударственный комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, организацию и ведение гражданской обороны, оказание экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, включающий в себя мероприятия по обеспечению пожарной и промышленной безопасности, формированию, хранению и использованию государственного материального резерва; специальные мероприятия гражданской защиты – заблаговременные или оперативные действия служб гражданской защиты по инженерному, радиационному, химическому, медицинскому, противопожарному, транспортному, материально-техническому, гидрометеорологическому и иному обеспечению работ, направленные на защиту населения, объектов и территории Республики Казахстан от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; государственная система гражданской защиты – совокупность органов управления, сил и средств гражданской защиты, предназначенных для реализации общегосударственного комплекса мероприятий по защите населения, объектов и территории Республики Казахстан от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; государственная противопожарная служба – совокупность органов управления, сил и средств гражданской защиты в областях, городах республиканского значения, столице, районах, городах областного значения, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения аварийно-спасательных и неотложных работ, осуществления государственного контроля в области пожарной безопасности и проведения дознания по делам о преступлениях, связанных с пожарами; пожар – неконтролируемое горение, создающее угрозу, причиняющее вред жизни и здоровью людей, материальный ущерб физическим и юридическим лицам, интересам общества и государства; пожарная безопасность – состояние защищенности людей, имущества, общества и государства от пожаров; предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров материальных потерь в случае их возникновения; чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, пожара, вредного воздействия опасных производственных факторов, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей; 3. Государственная система гражданской защиты имеет три уровня: республиканский, территориальный и объектовый. Руководство государственной системой гражданской защиты осуществляют: 1) на республиканском уровне – Правительство Республики Казахстан; 2) на территориальном уровне – акимы соответствующих административно-территориальных единиц; 3) на объектовом уровне – руководители организаций; 4) в отраслевых подсистемах – руководители центральных исполнительных органов. Органами управления гражданской защиты являются: 1) на республиканском уровне: уполномоченный орган; центральные исполнительные органы Республики Казахстан в отраслевых подсистемах; 2) на территориальном уровне: местные исполнительные органы; территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа; территориальные подразделения центральных исполнительных органов Республики Казахстан в отраслевых подсистемах; 3) на объектовом уровне – руководители организаций. Государственное управление в системе гражданской защиты осуществляется путем задействования всех уровней государственной системы гражданской защиты. 4. Управление рисками (терминологический глоссарий УСРБ ООН) – это применение политики и стратегий, направленных на снижение риска бедствий, для предотвращения нового риска бедствий, снижения существующего риска бедствий и управления остаточным риском в целях содействия укреплению потенциала противодействия и сокращению потерь, вызываемых бедствиями. В этой связи вышеуказанный общегосударственный комплекс мероприятий Республики Казахстан аналогичен комплексу мероприятий «управление рисками ЧС» указанному Вами. Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, пожара, вредного воздействия опасных производственных факторов, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите»). Исходя из данного определения аварии, пожары, опасные природные явления, стихийные бедствия не являются автоматически чрезвычайными ситуациями, а становятся таковыми только при условии нанесения ущерба или создания угрозы для людей, материального имущества, а также окружающей среде. Соответственно основной задачей предупреждения чрезвычайных ситуаций является сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров потерь в случае возникновения пожаров, аварий, вредного воздействия опасных производственных факторов, опасного природного явления, катастроф, стихийного или иного бедствия. Изучение мирового опыта указывает на отсутствие четкого определения «Система управления рисками» в деятельности по снижению риска бедствий. В тоже время, практика применения данного понятия позволяет сделать вывод об основных факторах, входящих в систему: 1) Система управления рисками включает в себя определение потенциальной опасности возникновения того или иного негативного события, которое может повлечь возникновение ЧС. Для ЧС техногенного характера – техническая характеристика здания, наличие горючей нагрузки, радиоактивных и ядовитых материалов, состояние зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения и транспортной инфроструктуры. Для ЧС природного характера – наличие опасных природных факторов, создающих угрозу возникновения стихийных бедствий и опасных метеорологических явлений. 2) Классификация объектов, населенных пунктов и территорий по видам возможных аварий, пожаров, стихийных бедствий, их возможных последствий. 3) Распределение объектов, населенных пунктов, территорий по уровням риска возникновения ЧС, постоянной актуализацией на основе прогнозной информации и складывающейся обстановки. 4) С учетом уровня риска определение приоритетности проведения превентивных мероприятий, в том числе концентрация сил и средств подразделений гражданской защиты на наиболее опасных направлениях и участках. На протяжении последних лет система управления рисками применяется в деятельности Комитета по чрезвычайным ситуациям. Осуществление контрольных функций в области пожарной безопасности и выполнения мероприятий гражданской обороны осуществляется с учетом уровней риска подконтрольных субъектов. Одновременно, на основе многолетних наблюдений, погодных условий, других природных факторов, в весенний период текущего года Комитетом проведено распределение регионов по уровням риска возникновения масштабных подтоплений (высокий, средний, незначительный), аналогичная работа проведена на уровне областей и районов. Данная работа позволила заблаговременно передислоцировать спасательные подразделения на наиболее опасные участки, не допустив случаев гибели и травмирования людей в населенных пунктах. В тоже время, спектр ЧС достаточно велик и их предупреждение относится к компетенции различных государственных органов. Так вопросы обеспечения промышленной безопасности, безопасности транспортной инфраструктуры возложены на Министерство по инвестициям и развитию. Вопросы безопасности плотин и водохозяйственных сооружений – Министерство сельского хозяйства. Прогноз опасных метеорологических явлений – Министерство энергетики, сейсмическая безопасность – Министерство образования и науки. Во всех государственных органах имеющих функции государственного контроля и надзора система оценки рисков внедрена.