Жер қойнауын пайдалану саласын дамытуды ынталандыру
Қазақстан Республикасы Энергетика министрлігінің Жер қойнауын пайдалану саласын дамытуды ынталандыру туралы интернет-конференциясы
- Сұрақтар: 1
- Жауаптар: 1
- 18.09.2017
- 20.09.2017, 19:00
- Энергетика министрлігі
Кулов Марат 20.09.2017, 15:49, Сұрақ нөмірі: 7287
Добрый день!
Геологоразведочные работы в процессе поиска УВ связаны с большими финансовыми рисками. Наличие УВ (дальнейшее возможное открытие месторождения) подтверждается только бурением скважин чему предшествуют большое количество геофизических работ таких как сейсморазведка, дальнейшая обработка, интерпретация, анализ полученной сейсмики, гравиразведка далее обработка и интерпретация гравиразведки и многие другие работы, все эти исследования в процессе разведки требуют больше времени и огромных вложений при больших рисках что пробуренные скважины окажутся не успешными, в таких случаях миллиардные затраты тратятся в пустую. С каждым годом глубина бурения возрастает, так как большинство месторождений на территории РК, имеющие неглубокое залегание уже открыты, в настоящее время геологоразведка нацелена на глубокозалегающие залежи, при которых геологические и особенно финансовые риски соответственно возрастают. Для бурения глубоких скважин требуется специальная техника, затраты на спец. технику увеличиваются в разы. Также хочется отметить про сроки, предоставляемые для периода разведки. Каждые геолого-геофизические данные несут собой новую информацию и при анализе этих данных очень часто меняется геологическая картина исследуемых территорий, не редко меняется полностью концепция геологоразведочных работ, после чего требуется внесение изменении в проекты, относящиеся к геологоразведочным работам, требующие согласований в государственных органах. На разработку, согласование, утверждение проектов, включая проекты поисковых работ, технические проекты на сейсмику, бурение скважин и др. работы, рабочую программу Контракта и др., уходит как минимум 1 год из шестилетнего периода, при этом повторимся, что геологическое изучение ведется постоянно и представление по изучаемой территории меняется с каждым днем и с каждыми новыми или даже старыми (из архивов советского времени) полученными данными.
В связи с вышеизложенным возникают следующие вопросы и предложения.
1. В плане финансовой поддержки недропользователей с отечественными инвесторами с долей 50% и более необходимо стимулировать в виде льгот (к примеру отмена НДС и т.д.), дотаций, т.к. в период разведки недропользователь несет только убытки с большим риском того, что затраты на разведку не возвратятся;
2. Очень часто по вине недобросовестных подрядных организаций недропользователь получает отрицательные результаты даже при обнаружении наличия УВ, и в результате работ недобросовестного подрядчика недропользователь несет огромные убытки. Предлагаем для недропользователей, где участвуют частные казахстанские инвесторы, отменить существующие правила закупок, так как на этапе геолого-разведки необходимо исключить все риски по недобросовестным подрядчикам и исполнителям работ и услуг, чтобы в кратчайшие ограниченные сроки контракта на недропользование провести качественные геофизические и геолого-геофизические, проектные и другие виды работ с известными добросовестными компаниями;
3. Касательно сроков периода разведки, считаем что это является одним из главных вопросов многих недропользователей, проводящих геологоразведочные работы, т.к. шестилетний период сильно ограничивает проведение полной и качественной геологоразведки (конечно исходя из площади контрактной территории). Предлагаем для недропользователей, добросовестно выполняющих обязательства по Контракту (к примеру выполнение финансовых и физических работ Рабочей программы), давать возможность на продление периода разведки по всей контрактной территории (как было ранее 2 раза по 2 года), и исходя из изученности территорий недропользователям самим определять возврат контрактной территории с учетом продления периода разведки.
4. Как было сказано ранее много времени уходит на составление, согласование и утверждение проектных документов, не редко даже во время согласования или утверждения проекты становятся не актуальными, в результате получения новых данных, что требует составления новых проектов. Предлагаем дать недропользователям возможность разрабатывать и самим утверждать годовые проекты геологоразведочных работ с согласованием на региональном уровне и разрабатывать годовые рабочие программы с утверждением на региональном уровне.
ҚР Энергетика министрлігі 12.October.2017, 16:33
По 1-му вопросу В настоящий момент Министерством национальной экономики и Министерством фианансов проводится работа по внесению изменений и дополнений в налоговое и таможенное законодательство. В результате продолжительного обсуждения в рамках РГ при МНЭ РК были приняты и поддержаны предложения Министерства в части преференциального налогового режима для морских месторождений и месторождений с глубоким залеганием (свыше 5000м.) по применению альтернативного налога на недропользование вместо специальных налогов и платежей недропользователей, введения пятого критерия по глубине по применению льготных ставок НДПИ по низкорентабельным, высоковязким, обводненным, малодебитным и выработанным месторождениям с введением , отнесения расходов на геологоразведочные работы по разведочным контрактам против доходов по добычным контрактам с 01.01.2018г, а также отмена бонуса коммерческого обнаружения в целом без переноса нагрузки на другие налоги. По 2-му вопросу Проектом разработанного Кодекса, требования по осуществлению закупок в порядке приобретения товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию остаются. Данная мера обусловлена необходимостью поддержания отечественных поставщиков товаров, работ и услуг, а также необходимостью упорядочения процесса закупок недропользователей. По 3-му вопросу При разработке и обсуждении проекта Кодекса Министерством учтены поднимаемые Вами проблемы. Разработанным проектом Кодекса предусмотрено, что при предоставлении права недропользования Министерством будут предъявляться требования по финансовой состоятельности и наличию опыта работы в отрасли. При этом Министерством предлагается, что при заключении контракта, площадь контрактной территории не будет превышать 2400 блоков. По мнению Министерства, шесть лет является достаточным сроком для проведения поисковых работ. Также, в проекте Кодекса предусмотрена возможность дальнейшего продления срока действия контракта на 3 года для проведения оценочных работ и 3 года на пробную экспулатацию в случае каких либо обнаружений в результате поисковых работ. По 4-му вопросу Проектом кодекса предусмотрена государственая экспертиза проектых документов, при этом проектный документ будет утверждаться самим недропользователем, а требования по разработке годовых рабочих программ и рабочей программы применяться не будут.