Сыбайлас жемқорлықтың алдын алу, қызметтік әдепті сақтау және мемлекеттік қызмет көрсету сапасын арттыру
«Сыбайлас жемқорлықтың алдын алу, қызметтік әдепті сақтау және мемлекеттік қызмет көрсету сапасын арттыру» тақырыбында интернет-конференция өтеді. Пайдаланушылардың сұрақтарына Агенттіктің Төрағасы А.Ж. Шпекбаев жауап беретін болады.
- Сұрақтар: 29
- Жауаптар: 29
- 19.03.2018, 15:00
- 20.03.2018, 19:00
- ҚР Мемлекеттік қызмет істері және сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігі
Аташев Руслан 19.03.2018, 15:03, Сұрақ нөмірі: 7610
В настоящее время по всей стране ведется самовольная добыча природного песка, камня, грунта и других видов общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ). Своими действиями, чёрнокопатели наносят ущерб не только материальным интересам государства, но и экологической обстановке регионов, при этом бюджет недополучает значительные средства в виде налоговых и прочих отчислений.
В тоже время, предприниматели готовые вложить средства в законную разведку и добычу ОПИ, сталкиваются с определенными трудностями при получении контрактов посредством участия в конкурсах.
В свою очередь, закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» (далее - Закон), предусматривает упрощенный порядок заключения контракта на разведку, позволяющий потенциальным недропользователям получить право на разведку в короткие сроки, предоставляя минимальное количество документов. Так:
• Согласно п.12) ст.27 Закона, местные исполнительные органы области заключают контракты на разведку общераспространенных полезных ископаемых.
• В силу пп.7) п.2 ст.35 Закона, без проведения конкурса на основе прямых переговоров заключаются контракты на проведение операций по разведке на участках недр, предоставляемых в упрощенном порядке.
• В свою очередь п.8 ст.57 Закона гласит, порядок и условия проведения прямых переговоров по предоставлению права недропользования в упрощенном порядке для разведки определены в статье 57-1 Закона.
• В соответствии с п.7 ст.57 Закона, положения статьи 57 применяются в отношении местных исполнительных органов областей при проведении прямых переговоров по предоставлению права недропользования на разведку общераспространенных полезных ископаемых.
Однако согласно утвержденной форме типового контракта на разведку (№ 409 от 31 марта 2015 года), Типовой контракт на разведку заключается на твердые полезные ископаемые (далее - ТПИ), за исключением угля и урана, т.е. в настоящее время, отсутствует подзаконный акт (типовой контракт) позволяющий заключить контракт на разведку ОПИ в упрощенном порядке.
Получается, что при разведке ТПИ, которая в разы труднее чем разведка ОПИ, имеется возможность заключения контракта в упрощенном порядке, а для разведки ОПИ такая возможность отсутствует из-за того, что в одном предложении формы типового контракта отсутствует слово «общераспространенных».
Обратившись в Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан с предложением внести изменение в форму типового контракта на разведку (№ 409 от 31 марта 2015 года), путем добавления «(общераспространенных)» после слова «твердых», в предложение «Настоящий Типовой контракт на разведку (далее – Типовой контракт) твердых полезных ископаемых, за исключением угля и урана», я получил ответ, о нецелесообразности внесения данного изменения, по причине введения в действие с июля настоящего Кодекса «О недрах».
То есть в Минюсте считают нормальной ситуацию, когда законопослушные предприниматели не могут получить контракт на разведку и последующую добычу ОПИ, в то время, когда чернокопатели, «отмечаясь» коррумпированным чиновникам спокойно наносят ущерб экологии в частности и государству в целом.
При этом добавление одного слова в Приказ Министра по инвестициям и развитию, может решить эту проблему.
1. Можете ли Вы всесторонне рассмотреть вышеуказанную проблему и принять меры по внесению изменений в Приказ Министра по инвестициям и развитию РК?
ҚР Мемлекеттік қызмет істері агенттігі 19.March.2018, 17:42
Уважаемый Аташев Руслан! Разрешите выразить Вам благодарность за проявленную активную гражданскую позицию и участие в интернет-конференции. Вовлечение граждан в противодействие коррупции является одним из основных приоритетов современной антикоррупционной политики. В связи с этим для нас особо важно выстраивание конструктивного диалога с населением. Действующее антикоррупционное законодательство позволило внедрить ряд механизмов, направленных на выявление и устранение причин и условий коррупции. Так, направленная Вами информация, касательно несовершенства законодательства в сфере недропользования, принята и будет использована при проведении антикоррупционного мониторинга деятельности Комитета геологии и недропользования МИР РК. В соответствии с Правилами проведения внешнего анализа коррупционных рисков, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2017 года № 806 (далее - Правила) по итогам мониторинга запланировано проведение внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности данного Министерства. Вместе с тем, Ваша информация будет направлена в уполномоченный орган для рассмотрения по существу. В порядке информации также сообщаем, что рекомендации, внесенные в 2017 году Агентством по результатам анализа коррупционных рисков, учтены при разработке 3 кодексов (2 принято), 10 законов (3 принято), 51 подзаконного акта (30 принято), в том числе 10 новых стандартов госуслуг (5 принято).