Сыбайлас жемқорлық көріністеріне нөлдік төзбеушілік стандарттарын қалыптастыру туралы
Қазақстан Республикасының Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігінің (Сыбайлас жемқорлыққа қарсы қызметтің) интернет-конференциясы
- Сұрақтар: 14
- Жауаптар: 14
- 09.10.2019, 15:00
- 09.10.2019, 22:00
Bin100940011701 09.10.2019, 16:00, Сұрақ нөмірі: 8729
Положение
о СМГ внешнего анализа и оценки реализации Антикоррупционной стратегии
РК на 2015-2025 годы
Рабочим органом СМГ на республиканском уровне является Управление антикоррупционного мониторинга Департамента добропорядочности Агентства, на региональном уровне - управления добропорядочности территориальных департаментов Агентства.
1. Специальная мониторинговая группа внешнего анализа и оценки реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан
2015-2025 годы (далее – Специальная мониторинговая группа) является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при Агентстве Республики Казахстан по противодействию коррупции (далее – Агентство), его территориальных подразделений и формируется из представителей заинтересованных государственных органов и институтов гражданского общества.
Департаментами Агентства по областям, городам республиканского значения и столице формируются специальные мониторинговые группы во всех районах соответствующих регионов.
Рабочим органом Специальной мониторинговой группы на республиканском уровне является Управление антикоррупционного мониторинга Департамента добропорядочности Агентства, на региональном уровне - управления добропорядочности территориальных департаментов Агентства (далее - Рабочий орган).
После принятия антикоррупционного соглашения член Специальной мониторинговой группы обеспечивается специальным бейджем, установленного Агентством образца. Лицо, принятое в состав Специальной мониторинговой группы, предоставляет в Рабочий орган Специальной мониторинговой группы следующий пакет документов:
1) заявление установленной формы;
2) автобиография;
3) фотография 3x4;
4) копия удостоверения личности;
Получение документов, подтверждающих отсутствие судимости, справок о состоянии/не состоянии на диспансерном учете в наркологических и психиатрических организациях возможно Агентством ПК РК посредством запроса в форме электронного документа из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства».
В целях идентификации и брендирования в ряде регионов разрабатывают и изготавливают куртки, значки с эмблемами, кепки, наклейки и бейджи на свое усмотрение. Вместе с тем они имеют смысловую нагрузку, соотвественно могут влиять на имидж, репутацию и являются отличительными элементами узнаваемости лица, его статуса и принадлежности к ведомству.
Необходимо разработать и утвердить логотип СМГ, выдать унифицированные бейджи.
2. В своей деятельности Специальная мониторинговая группа руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами, настоящим Положением, а также иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
3. Основными целями деятельности Специальной мониторинговой группы являются:
1) проведение внешнего анализа и оценка реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстана на 2015-2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря
2014 года № 986 (далее - Антикоррупционная стратегия);
2) содействие в формировании антикоррупционный культуры в обществе;
3) осуществление общественного мониторинга субъектов противодействия коррупции;
4. Специальная мониторинговая группа осуществляет свою деятельность на основе принципов:
1) деятельности на общественных началах;
2) гласности и прозрачности;
3) взаимодействия государства и гражданского общества
2. Задачи и функции Специальной мониторинговой группы
5. Задачами Специальной мониторинговой группы являются:
1) всесторонняя оценка эффективности исполнения положений Антикоррупционной стратегии, Плана мероприятий на 2018-2020 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы и противодействию теневой экономике, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 309, а также выработка предложений по повышению качества их исполнения;
2) содействие в создании в обществе нулевой терпимости к проявлениям коррупции;
3) укрепление взаимодействия субъектов противодействия коррупции;
4) выявление условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
6. Функциями Специальной мониторинговой группы являются:
1) объективное и всестороннее изучение, анализ и оценка отчетов центральных государственных и местных исполнительных органов, субъектов квазигосударственного сектора и иных субъектов противодействия коррупции о реализации Антикоррупционной стратегии.
2) заслушивание и рассмотрение информации руководителей центральных государственных органов, местных исполнительных органов, и государственных организаций, субъектов квазигосударственного сектора по вопросам реализации Антикоррупционной стратегии.
3) оказание консультативной помощи государственным органам, государственным организациям и субъектам квазигосударственного сектора по вопросам реализации Антикоррупционной стратегии;
4) выработка предложений по повышению эффективности реализации Антикоррупционной стратегии;
5) проведение общественного мониторинга с использованием методов,
не запрещенных законодательством Республики Казахстан;
6) системное определение и изучение уровня доверия общества к институтам государственной власти, а также совершенствование форм и методов работы по противодействию коррупции, анализ соответствия значения фактических индикаторов, свидетельствующих о состоянии и перспективах эффективности антикоррупционных мер, выявление, изучение и популяризация опыта лучших антикоррупционных практик.
7) иные функции, необходимые для эффективной реализации вышеуказанных задач.
3. Организация работы СМГ
7. Специальную мониторинговую группу возглавляет руководитель, избираемый из состава членов Специальной мониторинговой группы с последующей ротацией (2 - 3 года), в том числе по их инициативе, а также
при наличии каких либо нареканий со стороны членов СМГ, отсутствия коммуникаций и выстраивания диалога, а также недостаточного взаимодействия с одобрения председателя РСМГ. Заместители руководителя Специальной мониторинговой группы назначаются по итогам открытого голосования на заседании группы. Кандидатуры представляет руководитель Специальной мониторинговой группы из числа ее действующих членов с оформлением протокола с учетом большинства голосов при наличии кворума и ротацией в последующем. Ограничить состав СМГ присутствием в нём представителей в лице ГА, ОС, маслихатов и других структур КСО по причине их загруженности в различного рода заседаниях и зависимости от МИО.
Составы СМГ по областям, городам республиканского значения и столице утверждаются руководителями территориальных департаментов Агентства. Члены РСМГ выбираются председателем республиканской СМГ. В случае проживания члена РСМГ в регионе, его рекомендации являются приоритетными. Кураторство утверждается председателем РСМГ.
Руководитель Специальной мониторинговой группы:
1) организует текущую деятельность Специальной мониторинговой группы и координирует деятельность ее членов;
2) готовит проекты планов работы Специальной мониторинговой группы при непосредственном участии членов СМГ с учетом их предложений.
3)представляет СМГ во взаимоотношениях с государственными органами, государственными организациями, субъектами квазигосударственного сектора и институтами гражданского общества при участии членов СМГ с обязательным их оповещением.
4) осуществляет общий контроль над реализацией решений Специальной мониторинговой группы с оформлением документации.
8. Заседания Специальной мониторинговой группы проводятся не реже одного раза в квартал. В случае необходимости могут проводиться ее внеплановые заседания. Предусмотреть создание комиссий, которые будут в оперативном порядке рассматривать безотлагательные вопросы и процедуры.
9. Руководитель СМГ утверждает повестку заседания при участии и инициативе членов СМГ с заблаговременным оповещением, а также председательствует на ее заседаниях.
При отсутствии руководителя Специальной мониторинговой группы повестку заседания утверждает его заместитель.
10. Деятельность региональных специальных мониторинговых групп координируется куратором Специальной мониторинговой группы. Кураторы СМГ назначаются руководством территориальных Агентств.
Кураторы Специальной мониторинговой группы:
1) проводят мониторинг деятельности региональных специальных мониторинговых групп областей, городов республиканского значения, столицы;
2) координируют деятельность региональных специальных мониторинговых групп областей, городов республиканского значения, столицы;
3) вырабатывают предложения по повышению эффективности деятельности региональных специальных мониторинговых групп областей, городов республиканского значения, столицы.
Члены Специальной мониторинговой группы обязаны лично участвовать в ее заседаниях и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам. С целью проведения мониторинга эффективности их деятельности на уровне KPI, обзора и выбора лучших практик и обмена опытом с рассылкой в адрес членов РМГ требуется еженедельное направление отчетов о работе региональных СМГ в РСМГ.
Член Специальной мониторинговой группы может быть исключен из ее состава на основании инициации и решения членов Специальной мониторинговой группы голосованием при соблюдении кворума, в частности:
За потерю связи с институтом СМГ, длительное отсутствие в связи с загруженностью и участием в других общественных организаций, не принимающих активную деятельность в запланированных мероприятиях, в том числе в разработке мероприятий по антикоррупционной стратегии, аналитической деятельности, анализа НПА, при отсутствии выполнения возложенных задач.
11. Члены Специальной мониторинговой группы обладают равными голосами при принятии решений. В случае равенства голосов, принятым считается решение, за которое проголосовал руководитель Специальной мониторинговой группы при одобрении руководства территориального подразделения.
12. Заседания считаются правомочными, если на них присутствовало не менее одной трети от общего числа членов Специальной мониторинговой группы.
13. Решение Специальной мониторинговой группы принимается большинством голосов и оформляется протоколом, который размещается на веб ресурсе уполномоченного органа в течение 3-х дней в подразделе СМГ того или иного региона. (Обладатели информации обязаны размещать на интернет-ресурсах информацию о деятельности КСО, в которых обладатель информации является рабочим органом, на постоянной основе отчеты и доклады о проделанной работе, протоколы заседаний коллегиальных органов).
Решениями Специальной мониторинговой группы являются рекомендации, принимаемые на заседаниях Специальной мониторинговой группы, с пост мониторингом их исполнения. Вместе с тем согласно положению проектных офисов ПО предложения проектного офиса являются обязательными для рассмотрения в течение 5 рабочих дней.
14. Специальная мониторинговая группа в своей работе вправе:
1) взаимодействовать с центральными государственными органами, местными исполнительными органами, государственными организациями, субъектами квазигосударственного сектора и институтами гражданского общества;
2) привлекать к работе специалистов и экспертов для реализации своих функций;
3) приглашать представителей институтов гражданского общества и средств массовой информации для участия в своих мероприятиях;
4) запрашивать документы и иную информацию по рассматриваемым вопросам, за исключением документов, относящихся к документам для служебного пользования или содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам. Обеспечение механизма доступа к документам, позволяющего провести анализ проблемных вопросов.
5) рассматривать результаты анализа коррупционных рисков, участвовать в рабочих группах при проведении анализа коррупционных рисков.
6) создавать комиссии с привлечением работников органов исполнительной власти, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов;
7) направлять членов СМГ на заседания органов исполнительной власти, а также на совещания по вопросам реализации Антикоррупционной стратегии, проводимые органами исполнительной власти;
8) вносить в установленном порядке предложения в органы исполнительной власти о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, имеющих признаки коррупционного нарушения, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших коррупционный проступок, от исполнения должностных обязанностей;
9) приглашать должностных лиц на заседания СМГ по вопросам соблюдения Этики государственных служащих, фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, имеющих признаки коррупционного нарушения;
10) направлять в органы прокуратуры, органы внутренних дел, Агентство по противодействию коррупции и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях соответствия значения фактических индикаторов, свидетельствующих о состоянии эффективности антикоррупционных мер;
11) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от органов исполнительной власти, а также от организаций и должностных лиц необходимые для достижения цели деятельности СМГ.
12) при проведении мониторинговых исследований и иных мероприятий в соответствии с целью деятельности посещение всех зданий органов государственной власти, а также объектов квазигосударственного и частного сектора с возможностью использования смартфонов и иные гаджетов, как инструментов своей деятельности, в том числе при проведении мероприятия «Тайный покупатель».
13) активно взаимодействовать с государственными органами в сфере противодействия коррупции, реализации Антикоррупционной стратегии, в том числе на уровне изучения публикаций в СМИ и обращений в социальных сетях, рассмотрения результатов социологических опросов, изучения данных органов правовой статистики. Допускается проведение антикоррупционного мониторинга по собственной инициативе и направление его результатов в уполномоченный орган для обобщения.
14) свободного доступа к отчетам СМГ, их исполнению и завершению без заявительного характера.
15. Члены Специальной мониторинговой группы обязаны:
1)участвовать во всех очередных заседаниях Специальной мониторинговой группы, исключение составляет уважительные причины, как отсутствие в регионе, по болезни, либо безотлагательные мероприятия, в том числе запланированные ранее.
2) сдавать в Рабочий орган персональные бейджи члена Специальной мониторинговой группы при выходе из состава группы;
3) соблюдать общепринятые этические нормы поведения;
4) при публикации в средствах массовой информации и сети интернет размещать корректную и достоверную информацию;
5) не допускать преследования за критику.
Несоблюдение указанных обязательств служит основанием для исключения из состава Специальной мониторинговой группы.
16. Секретарь Специальной мониторинговой группы не является ее членом. На должность секретаря определяется лицо из числа работников Рабочего органа.
Секретарь Специальной мониторинговой группы оформляет согласованную с руководителем Специальной мониторинговой группы повестку заседания, обеспечивает сбор документов и материалов, необходимых для ее заседаний, составляет протоколы заседаний.
17. Протокол подписывается руководителем и секретарем Специальной мониторинговой группы с ознакомлением и его выдачей членам СМГ.
18. Организация деятельности Специальной мониторинговой группы, сбор и хранение материалов осуществляется ее Рабочим органом.
19. Структурные и территориальные подразделения Агентства, его подведомственные организации оказывают содействие в работе Специальной мониторинговой группы, поддерживают инициативы членов СМГ в выявлении узких мест и коррупционных рисков в деятельности различных органов, включая нормативно правовые акты. В случае отказа проводится письменное его оформление.«Обеспечение территориальными департаментами соответствующих проверок по всем полученным сигналам». (О. Бектенов). Обязательное своевременное оповещение членов СМГ о деятельности территориального подразделения, всех проводимых мероприятиях и разработанных планах, в том числе в части заслушивания отчетов по реализации антикоррупционной стратегии государственных органов поскольку они являются неотъемлемой частью совместной работы.
Структурные и территориальные подразделения Агентства обеспечивают:
- проведение совместных мероприятий с акцентом на институт СМГ, как официального заявленного (бренда) в отчете Стамбульского раунда.
- взаимодействие и координацию членов СМГ с руководителем группы, АДГС, проектными офисами всех проводимых действий, обязательное включение членов СМГ в Советы по этике, оповещение всех государственных органов, включая районные акиматы и иные организации о наличии института СМГ с их функционалом и полномочиями.
- неукоснительное согласование планов и выработку предложений по повышению качества их исполнения проектными офисами с институтом СМГ.
- полновесное привлечение общественности в лице непосредственных получателей услуг.
- освещение в социальных сетях мероприятий, организованных АДГС и институтом СМГ, как самостоятельных.
- проведение профессионального мониторинга, как со стороны СМГ, так и проектных офисов.
- интерактивное взаимодействие и оперативное реагирование по оказанию консультативной и экспертной помощи, сопровождение обращений, в том числе в социальных сетях, с постконтролем исполнения и завершением процедуры с привлечением штатных экспертов Adaldyq Alańy. (Об утверждении Правил проведения антикоррупционного мониторинга - изучение публикаций в СМИ и обращений физических и юридических лиц по вопросам противодействия коррупции).
- для усиления потенциала членов СМГ проведение работы в части разработки проектными офисами рекомендаций (рocketbook) по различным сферам в доступной форме в тезисной форме, которые будут служить ориентиром в их деятельности.
- разработку механизма обработки информации от населения в целях исследований коррупционных рисков, уровня доверия и восприятия населения к госаппарату, а также в части выявления замера недовольства людей к Антикоррупционной стратегии.
- своевременный отклик на трансляцию населения при выявлении узких мест в части взятия информации на вооружение, проведения анализа, подготовки рекомендаций, а также выработкой оптимальных решений с целью получения на выходе готового продукта.
- минимизацию мероприятий на уровне проведения форумов, совещаний и круглых столов, подписания меморандумов и пр., ибо целями анктикоррупционного стратегии является выявление условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
«Некоторые мероприятия, осуществляемые группой (например, «мониторинг состояния пожарной безопасности торгово-развлекательных центров»), вообще не относятся к антикоррупционной политике». Стамбульский раунд.
- мероприятия по узнаваемости членов СМГ, в том числе на уровне размещения плакатов, афиш на остановках, в салонах автобусов и различных людных местах.
- мониторинг KPI, и показатели эффективности планов мероприятий СМГ и их деятельности с дальнейшим анализом, выявлением причин, завершением тематики с выработкой рекомендаций, матрицы ответственности исполнителей по реализации достигнутых индикаторов.
А также регламентацией объема работы каждого члена СМГ, с четкими критериями оценки их деятельности, в том числе руководителей СМГ, а также процедур по взаимодействию СМГ, кураторов АПК.
P.S. Касательно заседаний ВКС хотелось бы видеть их он лайн трансляцию на уровне прямого эфира на какой либо платформе, одним из решений является создание закрытой группы в социальной сети Facebook из сотрудников АПК и членов СМГ, в том числе в целях обсуждения рабочих моментов, информирования о планируемых мероприятиях, что позволит отсутствующим получить информацию из первоисточника, ибо зачастую не всегда есть возможность принять участие на ВКС, кроме того есть крайняя необходимость предоставления более конкретной повестки с заявленной тематикой ВКС с целью своевременной подготовки к мероприятию, а также предусмотреть право ознакомиться с протоколами заседаний.
Председатель ООИ «Подранки (Шарасыздар)»
Тобатаева Галия Габбасовна,
член РСМГ внешнего анализа и оценки реализации
Антикоррупционной стратегии РК
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНВАЛИДОВ "ПОДРАНКИ" 09.10.2019, 16:30
Предложения по положению СМГ (Выдержки).
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНВАЛИДОВ "ПОДРАНКИ" 09.10.2019, 17:11
Сократив текст, потерялась смысловая нагрузка
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНВАЛИДОВ "ПОДРАНКИ" 09.10.2019, 17:11
Члены РСМГ выбираются председателем республиканской СМГ. В случае проживания члена РСМГ в регионе, его рекомендации являются приоритетными с обязательным согласованием всех планов и мероприятий.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНВАЛИДОВ "ПОДРАНКИ" 09.10.2019, 17:35
Уважаемый Алик Жаткамбаевич! Во время последнего визита в Алматы были проведен ряд мероприятий с Вашим участием, в том числе по цифровизации, презентации проекта «Ізгілік елшісі» ("Послы добропорядочности"), процесса перехода на открытый формат работы образования и пр. При этом заявлено, что на некоторых мероприятиях принимали участие члены специальной мониторинговой группы, в рамках проекта "Алматы – Адалдық алаңы". https://www.zakon.kz/4989206-antikorruptsionnoy-sluzhboy-po-gorodu.html Однако эта информация не корректна, сведения были получены посредством СМИ и размещенной публикации территориального Агентства по противодействию коррупции в социальной сети в Фейсбук, постфактум. В этой связи принять участие мы не могли. Более того о наличии подобного проекта также не имели каких либо сведений. https://www.facebook.com/almatyanticorruption/posts/961366527555645 Вместе с тем отмечу, что подобные факты были и ранее в отношении членов республиканской мониторинговой группы, кроме того РЕГИОНАЛЬНЫЕ руководители СМГ принимают решения без согласования с ними, что приводит к усложнению их деятельности по выявлению узких мест. В настоящее время имеет место: - недостаточная координация и взаимодействие членов СМГ с руководителем группы и АДГС. - получение сведений о проведенных мероприятиях посредством новостных лент из СМИ, отсутствие информации об отчетах работы, их исполнению, завершению. Имеет место практики заявительного характера для их ознакомления. - отсутствие системы обратной связи: население - СМГ – АПК – Проектный офис «Адалдык Аланы» (далее – ПО). . - На уровне регионов планы ПО и выработка предложений по повышению качества их исполнения не согласовываются с институтом СМГ, их не приглашают на заседания и другие мероприятия с МИО, государственными организациями, субъектами квази сектора, что нивелирует процесс мониторинга (отсутствие информации от уполномоченных органов).
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНВАЛИДОВ "ПОДРАНКИ" 09.10.2019, 17:36
Когда членам СМГ выдадут бейджи и регламентирует положение?
ҚР Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл Агенттігі (Сыбайлас жемқорлыққа қарсы қызмет) 09.October.2019, 21:29
Уважаемая Галия Габбасовна, выражаем Вам благодарность за активную гражданскую позицию по вопросам противодействия коррупции. Касательно Ваших замечаний и предложений по деятельности Специальных мониторинговых групп, проектных офисов «Адалдық алаңы» сообщаем следующее. В связи с преобразованием Национального бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции в Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционную службу) подведомственное кураторство специальных мониторинговых групп перешло территориальным департаментам нового Агентства. В данный момент процедура укомплектования штата в территориальных департаментах находитсяна этапе завершенияи определены ответственные лица за работу специальных мониторинговых групп. В рамках возобновления деятельности специальных мониторинговых групп ваши замечания, ранее направленные в адрес Агентства, учтены и соответствующие поручения направлены в территориальные департаменты Агентства: Так территориальным департаментам Агентства поручено: своевременно уведомлять членов специальных мониторинговых групп о предстоящих ВКС, мероприятиях с указанием тематик; рассмотреть качественный состав СМГ в части исключения бездействующих членов и включения граждан с активной гражданской позицией, представителей неправительственных организаций, имеющих независимое мнение; широко освещать заседания Специальных мониторинговых групп в средствах массовой информации; приглашать на заседания СМГ граждан посредством социальных сетей; выстраивать правильную координацию и взаимодействие членов СМГ с руководителями группы, Департамента АПК, проектного офиса «Адалдық алаңы»; обеспечивать участие членов СМГ на мероприятиях проектных офисов «Адалдық алаңы»; проводить заседания не реже одного раза в квартал с оформлением протокола; оказывать содействие членам СМГ в проведении антикоррупционного мониторинга; взаимодействовать и оперативно реагировать членам СМГ, проектным офисам «Адалдық алаңы», Департаментам АПК в социальных сетях на вопросы, критику среди населения; принимать во внимание все рекомендации членов СМГ и брать на личный контроль исполнение рекомендаций; распространить информацию о деятельности, руководстве, местонахождении, контактных данных проектных офисов «Адалдық алаңы»; оказывать содействие СМГ в проведении мониторинга с выявлением проблемных вопросов (выезд, направление запросов, сбор материалов, выходы методом «тайный покупатель») с последующей передачей в экспертные группы проектных офисов «Адалдық алаңы» для проведения системного, тщательного анализа с последующей передачей в вышестоящие инстанции, а также выполнение иных поручений, связанных с деятельности специальных мониторинговых групп. Также на данный момент на стадии завершения находится разработка нового положения Специальной мониторинговой группы, а также алгоритма участия и отбора кандидатов в состав Специальной мониторинговой группы с учетом предложений, ранее поступивших в адрес Агентства. Данные материалы будут направленывсем членам СМГ для внесения предложений и замечаний. В этой связи, надеемся на дальнейшее сотрудничество с Вами и плодотворную работу.