«2020-2022 жылдарға арналған республикалық бюджет туралы» ҚР Заңының жобасын алдын ала бағалау»

Описание на казахском Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитетінің «2020-2022 жылдарға арналған республикалық бюджет туралы» Заң жобасын оның шығыстарының бірқатар бағыттарын бағалау бойынша қорытындысы «Мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау туралы» 2015 жылғы 12 қарашадағы Заңға және «Республикалық бюджет жобасына оның шығыстарының негізгі бағыттары бойынша алдын ала бағалау жүргізу қағидаларын бекіту туралы» Қазақстан Республикасы Президентінің 2016 жылғы 9 желтоқсандағы №388 Жарлығына сәйкес дайындалды

  • Сұрақтар: 6
  • Жауаптар: 6
  • 26.12.2019, 10:00
  • 26.12.2019

Утегенов Ильяс 26.12.2019, 10:10, Сұрақ нөмірі: 9007

  • 0

Добрый день, Наталья Николаевна. В своем выступлении в Мажилисе Парламента РК при обсуждении проекта бюджета на 2020 год, Вы буквально пару слов сказали о недостаточной работе Правительства по прогнозированию социально-экономического развития страны на предстоящие годы. В чем именно выразились Ваши замечания? Каковы риски? Предложены ли Вами превентивные инструменты для их предотвращения?

ҚР Жоғары аудиторлық палатасы 26.December.2019, 11:34

Уважаемый Ильяс. Для справедливости хотелось бы отметить, что значительная часть данных Счетным комитетом рекомендаций Правительству к прогнозированию условий социально-экономического развития страны на этапе разработки проекта бюджета была учтена. В прогнозе раскрыты параметры бюджета и поступлений в Национальный фонд в разрезе альтернативных сценариев. Это позволит при ухудшении факторов развития экономики оперативно принять превентивные меры для обеспечения исполнения государством взятых на себя социально-экономических обязательств. Однако над отдельными недостатками еще предстоит работать. А именно, сохранилась несогласованность прогнозируемых показателей Прогноза с факторами экономического роста. Допущены значительные погрешности при планировании основных параметров. К примеру, с 2013 по 2019 годы диапазон отклонения фактических объемов ВВП от прогноза составляет от минус 5,9 трлн. тенге (2018 год) до плюс 4,1 трлн. тенге (2015 год). Такие просчеты могут свидетельствовать о несовершенстве методологических подходов, применяемых Министерством национальной экономики. Как и прежде, не проводится факторный анализ неисполнения ранее запланированных показателей, не изучаются причины, которые не позволили достичь намеченных целевых индикаторов в предыдущие годы. В недостаточной степени проработаны риски мировой экономики, которые могут негативно отразиться на ситуации в странах - торговых партнерах Казахстана и в последующем ухудшить макроэкономическую ситуацию в стране. По-прежнему основным источником финансирования новых приоритетов является Национальный фонд. Что рекомендовано Счетным комитетом? Обеспечить консолидацию усилий отраслевых министерств для определения достоверных факторов роста отраслей и степени их взаимного влияния на сбалансированное развитие экономики. Использование инструментов экономико-математического моделирования, а также тесная работа с реальным сектором позволит повысить качество планирования министерствами перспектив развития курируемых направлений. Мы настоятельно рекомендуем пересмотреть концепцию использования средств Национального фонда в целях обеспечения наравне с его стабилизационной и сберегательной функциями, накопление активов для будущих поколений. Настало время рассмотреть возможность создания независимого от Правительства государственного органа, задачами которого станет формирование гармонизированной системы стратегического планирования, основанной на долгосрочной финансовой устойчивости страны. Такая практика успешно реализуется во многих странах мира.