Елдегі төтенше жағдайдағы сыбайлас жемқорлықтың алдын алу мәселелері туралы

Қазақстан Республикасының Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігінің (Сыбайлас жемқорлыққа қарсы қызметтің) интернет-конференциясы

  • Сұрақтар: 10
  • Жауаптар: 10
  • 15.04.2020, 10:00
  • 15.04.2020, 13:00

Турдымаметов Закир 15.04.2020, 10:28, Сұрақ нөмірі: 9192

  • 0

Здравствуйте Алик Жаткамбаевич. Обсалютно всем известно, что ситуация с коррупцией в нашей стране обрела "повальный" характер. Коррупция засела глубоко в ментальности нашего народа и, конечно же, в государственных структурах. Одним из способов борьбы с нею - это прировнять данное преступление к государственной измене и ввести максимально возможное наказания за данное преступление. Чем же это является, если не государственной изменой? Любой патриот, которых в наше время обсалютное меньшенство и таких людей я практически не встречал, будет согласен с этим. Скажите пожалуйста, почему в этой ситуации не применяются, суровые и реально действующие меры?

ҚР Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл Агенттігі (Сыбайлас жемқорлыққа қарсы қызмет) 15.April.2020, 19:21

Уважаемый Закир Турдыметов! В первую очередь, позвольте поблагодарить Вас за искренний патриотизм и принципиальную гражданскую позицию по проблемам коррупции. Коррупция по-прежнему является одной из самых актуальных проблем, однако, говорить о ее повальном характере в Казахстане считаю не совсем корректным. Только за последний год по поручению Президента Агентством по противодействию коррупции реализован ряд принципиально новых антикоррупционных инициатив. Во-первых, в Казахстане на законодательном уровне введен институт отставки руководителей за коррупцию подчиненных. Отныне политические государственные служащие, а это министры и их заместители, акимы и заместители акимов областей, городов республиканского значения, акимы городов областного значения (районов) обязаны подавать в отставку в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления. В отношении всех других первых руководителей государственных органов, не относящихся к политическим служащим, а также госслужащих, занимающих должности руководителей самостоятельных структурных подразделений центральных и местных государственных органов, законом введена дисциплинарная ответственность в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления. Во-вторых, введена обязанность руководителей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными сотрудниками. Невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности влечет дисциплинарную ответственность руководителя. Как было указано выше, в случае выявления факта совершения коррупционного преступления среди непосредственных подчиненных руководителям грозит отставка либо дисциплинарная ответственность. Помимо этого введена ответственность руководителя за систематическое пренебрежение своей обязанностью по профилактике коррупции в коллективе, что приводит к неблагоприятной с точки зрения коррупции обстановке в возглавляемом им госоргане или подразделении. То есть даже, если непосредственные подчиненные не совершали коорупционных преступлений, но, к примеру, анализ показывает, что в данном госоргане или в каком-то конкретном областном подразделении резко возрос уровень коррупции, будет рассматриваться вопрос дисциплинарной ответственности соответствующего руководителя. На сегодня за совершение акимом Дулатского сельского округа коррупционного преступления (6 марта т.г. судом признан виновным и ему назначено наказание в виде штрафа) в отставку подал аким Шуского района Жамбылской области. В настоящее время этот вопрос согласовывается в Администрации Президента. Кроме этого имеют место факты инициативной подачи политическими государственными служащими в отставку за преступления, совершенные их подчиненными до 10 декабря 2019 года. Так, руководствуясь морально-этическими принципами, по собственной инициативе в отставку подал аким Шынгырлауского района Западно-Казахстанской области. Отставка принята. Аналогично подал в отставку аким г.Сатпаев Карагандинской области, отставка не принята, привлечен к дисциплинарной ответственности. В-третьих, восстановлена антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов. Этот механизм дает возможность уже на стадии разработки законодательных и подзаконных актов выявлять и устранять нормы, потенциально несущие в себе коррупционные риски. В-четвертых, исполнено поручение Главы государства о совершенствовании системы поощрения граждан за сообщения о фактах коррупции. Постановлением Правительства от 4 февраля 2020 года № 32 введена новая дифференцированная система поощрения граждан, сообщивших о фактах коррупции. По коррупционным правонарушениям, по которым сумма взятки или причиненного ущерба не превышает 1 тысячи МРП (2 млн. 778 тыс. тенге) – сумма вознаграждения (в зависимости от тяжести преступления) от 30 до100 МРП (от 83 тыс. 340 до 277 тыс. 800 тенге), свыше указанной суммы – вознаграждение 10 %, но не более 4 тысяч МРП (11 млн. 112 тыс. тенге.). По ранее действовавшей системе поощрений максимальная сумма поощрения составила бы 100 МРП (277 тыс. 800 тенге). Увеличение размера финансового стимулирования за предоставление информации или оказанное содействие по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений направлено на активизацию гражданской позиции населения в борьбе с коррупцией. В-пятых, нельзя не отметить проведенную Агентством работу по присоединению Республики Казахстан к Группе государств против коррупции (ГРЕКО). 30 декабря 2019 года Главой государства подписан Закон «О ратификации Соглашения об привилегиях и иммунитетах членов ГРЕКО и членов оценочных групп». Присоединение Казахстана к этой авторитетной организации позволит совершенствовать национальное антикоррупционное законодательство посредством реализации рекомендаций ГРЕКО, основанных на опыте европейских стран, а также будет способствовать развитию эффективного сотрудничества с компетентными органами государств-членов ГРЕКО. *** Ряд инициатив Агентства, направленных на введение дополнительных мер по системному предупреждению коррупционных проявлений, включен в проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции», разработанный Агентством и находящийся на рассмотрении Мажилиса Парламента. Так, в Гражданском кодексе предлагается установить запрет на дарение подарков любой стоимостью госслужащим и иным лицам, принимающим на себя антикоррупционные ограничения (депутатам Парламента и маслихата, судьям, лицам, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций) за действия (бездействие) в пользу дарителя. Согласно действующей редакции статьи 509 Гражданского кодекса допускается возможность дарения государственным служащим подарков стоимостью до 10 МРП. В Законе «О противодействии коррупции» предложено ввести запрет на принятие материального вознаграждения, подарков или услуг членами семей лиц, принимающих на себя антикоррупционные ограничения. Помимо этого, сегодня одной из сфер особого контроля со стороны государства остается сфера государственных закупок, как инструмент распределения бюджетных средств и Агентству ранее поручалось проработать вопрос отнесения лиц, занимающихся закупками в квазигосударственном секторе, к субъектам коррупции. Соответствующие поправки по включению работников квазигосударственного сектора, участвующих в организации и проведении закупок, в отборе и реализации проектов, финансируемых из государственного бюджета и Национального фонда, при этом занимающих должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения, в перечень лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение госфункций, предусмотрены законопроектом. В целях реализации предложений, озвученных на вышеуказанном совещании с участием Главы государства, и получивших консолидированное одобрение, законопроектом предлагается ввести институт антикоррупционных комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочности, в организациях квазигосударственного сектора. *** В настоящее время по поручению Елбасы и Главы государства Агентством совместно с заинтересованными государственными органами прорабатываются новые антикоррупционные инициативы, в том числе: 1) по усилению ответственности за коррупцию путем: - увеличения срока фактического отбытия наказания осужденным за совершение тяжкого и особо тяжкого коррупционного преступления, позволяющего применение условно-досрочного освобождения (УДО); - установления для осужденных за совершение тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений возможности отбытия наказания в колониях-поселениях только после истечения определенной части от назначенного срока наказания; - отмены кратного штрафа для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления; - усиления ответственности за коррупцию сотрудников силовых структур и судей. 2) по введению уголовной ответственности за обещание/предложение взятки. 3) по введению ответственности за незаконное обогащение. 4) по распространению понятия «коррупция» на частный сектор и др. Резюмируя изложенное, отмечаю, что Агентство, являясь государственным органом, осуществляющим формирование и реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан, уделяет особое внимание системной работе по совершенствованию антикоррупционного законодательства и усилению превентивных механизмов противодействия коррупции. Относительно Вашего предложения о введении максимально возможного наказания за коррупцию в Казахстане, следует отметить, что предлагаемый подход, как показывает опыт зарубежных стран, не является эффективным средством борьбы с нею, важна комплексная работа с применением как уголовно-правовых, так и превентивных механизмов. Достаточно привести пример Китая, в котором, как известно, введена высшая мера наказания за коррупцию, однако, применение даже таких санкций не обеспечивает низкий уровень коррупции в стране, достигнутый многими западноевропейскими странами