Жер қатынастарын дамыту мәселелері

Сұрақтарға ҚР АШМ Жер ресурстарын басқару комитетінің Жер қатынастарын дамыту және жерге орналастыру басқармасының бас эксперты Ергешбаев Марат Надилович жауап береді

  • Сұрақтар: 1
  • Жауаптар: 1
  • 27.08.2020, 09:30
  • 27.08.2020, 18:00

Сериков Данияр 27.08.2020, Сұрақ нөмірі: 9574

  • 0

Добрый день, по незнанию я хотел бы уточнить - есть ли в Казахстане открытый и понятный для обывателей земельный кадастр в интернете, где можно просмотреть данные о земельных участках и их владельцах, интегрированный со всем необходимыми базами данных соответствующих госорганов по геологии, геодезии, водным ресурсам, и так далее, насколько я помню в аграрной сфере определенные данные выложены в системе qoldau? В Казахстане планируется запустить реальный рынок аграрной земли, где казахстанцы смогут свободно продавать и покупать в аренду землю? Мы видим, что аграрные холдинги Казахстана много лет работают в убыток, при этом не выплачивая миллиардные кредиты, держа в аренде миллионы гектар земли - когда начнется их перераспределение в пользу реальных фермеров, которые хотят работать на этой земле? Когда начнется масштабное изъятие земельных участков под сельхозработы, которые сейчас не используются? Правда ли, что аграриям приходится неформально затрачивать огромные средства для продления сроков своей аренды земельных участков? Почему стоимость аренды сельскохозяйственной земли в Казахстане так мала, она практически используется бесплатно? Какое количество земельных конфликтов в Казахстане в 2019 году наблюдалось между фермерами, между аграриями и сырьевыми, инфраструктурными компаниями, которые иногда нарушают границы сельхозугодий? На какие сроки аренды обычно предоставляются земельные участки аграриям - до 49 лет или меньше - их как-то можно оптимизировать, чтобы эффективней управлять земельными ресурсами через оценку их деградации или восстановления полезности?

ҚР Ауыл шаруашылығы министрлігі 27.August.2020, 17:41

Уважаемый Сериков Данияр! По первому вопросу. Есть ли в Казахстане открытый и понятный для обывателей земельный кадастр в интернете, где можно просмотреть данные о земельных участках и их владельцах, интегрированный со всем необходимыми базами данных соответствующих госорганов по геологии, геодезии, водным ресурсам, и так далее, насколько я помню в аграрной сфере определенные данные выложены в системе qoldau? В республике постоянно производится накопление, обработка и ведение банка данных о земельных участках и их субъектах. Всем оформленным земельным участкам присвоены кадастровые номера и вносятся необходимые изменения в существующие кадастровые дела при смене собственника или земепользователя. Продолжается перевод земельно-кадастровой информации на электронные носители, совершенствуется автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра. Информация о планах земельных участков, за исключением сведений земельного кадастра, содержащих государственные секреты и иные ограничения (персональные данные собственника (пользователя), общедоступна для всех заинтересованных лиц (ст.158 Земельного кодекса) на интернет-сайте Автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра. В настоящее время на сайте www.aisgzk.kz размещены электронные земельно-кадастровые карты в открытом доступе, реализована возможность получения сведений земельного кадастра онлайн. Сервис “Земельно-кадастровые схемы” городов и административных районов информационно-справочной подсистемы - предназначен для поиска и отображения пространственного местоположения объектов земельного кадастра земельных участков на электронной карте, а также их характеристик – кадастровый номер земельного участка, вид предоставленного права, целевое назначение и категории земель на которых он расположен, местоположение земельного участка, площадь участка (кв.м.), кадастровая (оценочная) стоимость земельного участка и увидеть его графическое представление на электронной карте совместно со смежными (соседними) землепользователями земельного участка. Так, любой пользователь Интернет имеет возможность в режиме онлайн в свободном доступе, бесплатно посредством данного сайта получить следующую информацию по конкретному земельному участку: о кадастровом номере земельного участка, его площади, целевом назначении, виде права, категории земель, план земельного участка, имеющихся на нем ограничений и обременений. Для доступа к Сервису “Земельно-кадастровые схемы” не требуется авторизация, он имеет открытый доступ для всех физических и юридических лиц, информация предоставляется бесплатно. Сервис “Земельно-кадастровые схемы” городов и административных районов имеет еженедельное обновление данных. Имеется возможность печати Схемы расположения выбранного существующего земельного участка, а также возможность нарисовать проектный земельный участок на незанятых землях и распечатать Схему проектного земельного участка, которую можно приложить к заявлению физических и юридические лиц, заинтересованных в предоставлении им права землепользования на земельный участок в соответствии со статьей 44-1 Земельного кодекса Республики Казахстан. Также Сервис “Земельно-кадастровые схемы”, кроме слоя земельных участков имеет слои почвенных и геоботанических контуров, которые позволяют пользователю оценить качественное состояние земельного участка (разновидность почвенного покрова, балл бонитета, вид растительности, урожайность геоботанических контуров). Предоставление всем заинтересованным лицам полной информации, в том числе о персональных данных о собственнике земельного участка (землепользователе) не представляется возможным, поскольку носит конфиденциальный характер и в соответствии со ст. 11. Закона Республики Казахстан «О персональных данных и их защите» от 21 мая 2013 года № 94-V ЗРК, собственник и оператор базы данных Автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра обязаны обеспечивать конфиденциальность персональных сведений путем соблюдения требований не допущения их распространения без согласия субъекта земельных правоотношений. По второму и третьему вопросу. В Казахстане планируется запустить реальный рынок аграрной земли, где казахстанцы смогут свободно продавать и покупать в аренду землю? Мы видим, что аграрные холдинги Казахстана много лет работают в убыток, при этом не выплачивая миллиардные кредиты, держа в аренде миллионы гектар земли - когда начнется их перераспределение в пользу реальных фермеров, которые хотят работать на этой земле? Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 6 мая 2016 года № 248 «О введении моратория на применение отдельных норм земельного законодательства» введен мораторий до 31 декабря 2021 года на предоставление права частной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, физическим и юридическим лицам. В настоящее время, согласно нормам земельного законодательства, для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства земельные участки, находящиеся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, предоставляются только на праве временного возмездного землепользования (аренды), который осуществляется на основе конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (ст. 43-1 Земельного кодекса). По четвертому вопросу. Когда начнется масштабное изъятие земельных участков под сельхозработы, которые сейчас не используются? Вопрос эффективного использования сельскохозяйственных земель Касым-Жомарт Токаев затронул в Послании Президента РК в сентябре 2019 года. Правительство получило поручение изымать неиспользуемые участки и передавать эффективным собственникам. С 2015 года государственный контроль за рациональным использованием сельхозземель и выявление неиспользуемых участков возложены на местные исполнительные органы. У местных властей имеются все инструменты законодательной базы, чтобы добиться эффективности вовлечения в оборот неиспользуемых земель. Так, неиспользование земельного участка по целевому назначению или использование его с нарушением влечет ответственность и принудительное изъятие в соответствии с законодательством. Наряду с этим с 2015 года также применяется десятикратное увеличение земельного налога на неиспользуемые земли. Однако на практике механизм изъятия земель является затяжным. Чтобы доказать факт нерационального использования сельхозземель, необходимо провести несколько проверок, после чего только на третий год в суд подается иск об изъятии земли. В связи с этим, во исполнение поручения Главы государства, Министерством сельского хозяйства разработаны поправки в законодательной базе, предусматривающие, в частности, сокращение этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель (с 2 лет до 1 года), автоматизацию процесса бесконтактного контроля с использованием данных дистанционного зондирования Земли с применением цифровых технологий. Кроме того, в 2019 году внесены соответствующие изменения в Земельный кодекс по применению данных дистанционного зондирования Земли в целях ведения мониторинга неиспользуемых земель, то есть космического мониторинга земли. В январе текущего года Министерством принят приказ о применеиии космического мониторинга в целях упрощения процедуры выявления неиспользуемых сельскохозяйственных земель. На сегодня этими эффективными инструментами пользуются активнее пилотные регионы, закрепленные вышеуказанным приказом, в целях изъятия земель у тех, кто не работает, и передать их фермерам, которые в них нуждаются. Уже на сегодня в стране выявлено 7,7 млн. га неиспользуемых земель пастбищных угодий. После принятия мер к нерадивым землепользователям 2,6 млн. га возвращено государству и перераспределяется нуждающимся. По остальным ведутся работы по изъятию в установленном законодательством порядке. По пятому вопросу. Правда ли, что аграриям приходится неформально затрачивать огромные средства для продления сроков своей аренды земельных участков? Согласно пункту 2 статьи 37 Земельного кодекса, временный возмездный землепользователь (арендатор), надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет право на заключение договора на новый срок в порядке, предусмотренном статьей 43 Земельного кодекса, за исключением требований, установленных подпунктами 2), 3), 4), 5) и 8) пункта 1 статьи 43 Земельного кодекса, при условии неизменности границ земельного участка, а для земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, – также при наличии результатов мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства. Временный возмездный землепользователь (арендатор) обязан письменно уведомить арендодателя о намерении заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, если в договоре такой срок не указан, то в трехмесячный срок до окончания срока действия договора аренды. На основании изложенного сообщаем, что если соблюдаются все условия вышеуказанного пункта, то затраты огромных средств не потребуется. По шестому вопросу. Почему стоимость аренды сельскохозяйственной земли в Казахстане так мала, она практически используется бесплатно? В соответствии со ст.9 Земельного кодекса Республики Казахстан за земельные участки, предоставленные государством во временное возмездное землепользование (аренду), взимается плата за пользование земельными участками. Порядок исчисления и уплаты в доход бюджета платы за пользование земельными участками определяется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. По седьмому вопросу. Какое количество земельных конфликтов в Казахстане в 2019 году наблюдалось между фермерами, между аграриями и сырьевыми, инфраструктурными компаниями, которые иногда нарушают границы сельхозугодий? В соответствии со ст.167 Земельного кодекса Республики Казахстан, споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются в судебном порядке. Споры (конфликты), связанные с земельными участками, находящимися в частной собственности, по соглашению сторон могут рассматриваться в порядке медиации. При этом, Комитет не располагает сведениями о количестве споров между фермерами и аграриями, связанных с нарушением границ сельхозугодий. По восьмому вопросу. На какие сроки аренды обычно предоставляются земельные участки аграриям - до 49 лет или меньше - их как-то можно оптимизировать, чтобы эффективней управлять земельными ресурсами через оценку их деградации или восстановления полезности? Согласно пункту 5 статьи 37 Земельного кодекса, право временного возмездного землепользования (аренды) предоставляется: 1) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства: - гражданам Республики Казахстан на срок от 10 до 49 лет; - оралманам на срок до 25 лет; 2) для ведения сельскохозяйственного производства: негосударственным юридическим лицам Республики Казахстан на срок до сорока девяти лет. Согласно пункту 20 статьи 43-1 Земельного кодекса по результатам заключенного договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства проводится мониторинг использования земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, в том числе исполнения победителем принятых обязательств по использованию земель: 1) первые пять лет аренды ежегодно; 2) в последующие периоды: на орошаемых сельскохозяйственных угодьях – каждые три года, на неорошаемых сельскохозяйственных угодьях – каждые пять лет. Положительные результаты мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, проводимого с участием представителей общественного совета, негосударственных организаций в области агропромышленного комплекса и органов местного самоуправления, являются основанием для принятия местным исполнительным органом района, города областного значения решения о продлении срока действия договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства. В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации. Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.