ЖЭК саласында заңнаманы жетілдіру
«ЖЭК саласында заңнаманы жетілдіру туралы» Қазақстан Республикасы Энергетика министрлігінің интернет-конференциясы
- Сұрақтар: 1
- Жауаптар: 0
- 18.11.2020, 09:00
- 23.11.2020, 19:00
Сериков Данияр 20.11.2020, 15:41, Сұрақ нөмірі: 9922
Здравствуйте, как известно, у традиционных электростанций рентабельность ограничена 12%, согласно методике, разработанной минэнерго в этом году. Можно ли также ограничить рентабельность, закладываемую для ВИЭ на этом же уровне, чтобы уравнять рыночные условия? Так как, по некоторым данным, ВИЭ запущенные по первым контрактам окупают себя за 7-8 лет, а дальше в течение 15 лет контрактного периода смогут только зарабатывать на своих вложениях, тем более, что один объект ВИЭ может работать до 25 лет в зависимости от содержания. К тому же сейчас будет продлеваться контрактный период для снижения аукционных тарифов до 20 лет, что является очень хорошей льготой для зеленой энергетики. Еще к тому же, замечаю, что многие традиционные электростанции строят аффилированные ВИЭ, то есть практически выплачивают деньги и получают их же в аффилированные компании - попросту гоняют их туда-сюда, из кармана в карман. Может стоит тогда взаимозачет им делать и не перегонять их через РФЦ? Так как, опираясь на эти выплаты традиционные электростанции зачастую аргументируют свое повышение тарифов, хотя с другой стороны их материнские холдинги получают повышенные выплаты на ВИЭ через аффилированные компании.
Қамбарова Ақнұр 26.11.2020, 18:22
Уважаемый Сериков Данияр, Действующая система господдержки развития ВИЭ закреплена в законодательстве Республики Казахстан с 2009 года. Система поддержки разработана с учетом лучшей международной практики. В 2013 году были сформулированы конкретные цели развития сектора ВИЭ, и как следствие определен объем рынка ВИЭ и потенциал по снижению парниковых газов от ВИЭ. В Концепции перехода Казахстана к «зеленой» экономике и «Стратегии Казахстан – 2050» предусмотрено довести долю альтернативных и возобновляемых видов энергии в энергобалансе страны до 3% в 2020 г., до 10% в 2030 г., и до 50% в 2050 г. Государственное регулирование в области поддержки использования возобновляемых источников энергии, процедура купли-продажи электроэнергии ВИЭ, тарифообразование в области ВИЭ регламентируется Законом РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» (далее - Закон) и соответствующими нормативными правовыми актами. Принятая в 2013 году в рамках Закона о ВИЭ система фиксированных тарифов и гарантированной покупки электроэнергии из ВИЭ общепризнанно считается эффективной и наиболее популярной на начальном этапе становления сектора ВИЭ. С учетом развития технологий ВИЭ, удешевления возобновляемой энергии в мире, наработки опыта Казахстана в этой сфере, в 2018 году законодательно внедрен аукционный механизм реализации проектов по использованию ВИЭ и успешно были проведены аукционные торги на суммарную мощность 1,4 ГВт. Торги продемонстрировали большой интерес, как местных, так и международных участников. Кроме того, необходимо отметить, что по итогам аукционных торгов происходит снижение тарифов на электроэнергию, к примеру, в 2019 году максимальное снижение тарифов по отдельным проектам составили для СЭС – 64%, ВЭС и ГЭС – 23%. Большинство традиционных станций, построенные в советский период, в свое время были приватизированы и действуют по сегодняшний день. В этой связи, станция ВИЭ, реализованные без бюджетных средств за счет собственных и заемных инвестиций, в течении первых 7-8 лет (а с ростом инфляции на более чем 10 лет) работают на возврат заемных средств. После срока истечения Контракта с РФЦ рыночные условия традиционных и ВИЭ станций будут уравнены. Касательно аффилированности Закон содержит понятие «квалифицированные условные потребители (далее – КУП) – лицо или группа лиц, в состав которой входят условные потребители и энергопроизводящие организации, использующие ВИЭ, владеющие действующими (введенными в эксплуатацию после 1 января 2018 года и не включенными уполномоченным органом в Перечень энергопроизводящих организаций, использующих ВИЭ) объектами по использованию ВИЭ на праве собственности или на ином законном основании, вырабатываемая электрическая энергия которых в полном объеме потребляется данным лицом или группой лиц либо реализуется потребителям по договорным ценам согласно заключенным двусторонним договорам». РФЦ осуществляет перерасчет и перераспределение соответствующей доли электрической энергии на КУП по итогам календарного года. Кроме того, в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года стоит прямая задача «Улучшение экологической ситуации». При этом необходимо повысить экологические стандарты Казахстана до уровня развитых стран, в том числе по показателям выбросов в атмосферу промышленными предприятиями и автотранспортом. В рамках данной задачи предусмотрена инициатива - внедрение принципа ОЭСР «загрязнитель платит». Данный принцип предполагает компенсацию ущерба окружающей среде со стороны предприятия (условного потребителя). Это создает реальные стимулы предприятиям снижать эмиссии загрязняющих веществ, инвестировать в природоохранные мероприятия. На текущий момент в Республике имеется 110 действующих объектов ВИЭ суммарной мощностью 1528 МВт (26 ВЭС- 404,4 МВт; 42 СЭС–891,6 МВт; 37 ГЭС – 224,6 МВт; 5 БиоЭС – 7,82 МВт). По итогам 9 месяцев выработка электрической энергии объектами ВИЭ составила порядка 2377,9 млн.кВтч. Таким образом, существующая система господдержки позволяет установить баланс между развитием ВИЭ и устойчивым энергоснабжением.