• Электрондық үкімет
  • Ашық үкімет
  • Қазақстан Республикасының үкіметі
  • Сайттың мобильді нұсқасы
  • Нашар көретіндерге арналған нұсқа
ҚАЗ РУС ENG
Кіру немесе тіркелу
Логотип портала Открытый диалог
  • Портал туралы
    • Талдау
  • Ұйым басшыларының блогтары
  • Интернет-конференциялар
  • Сауалнамалар
    • Категориялар бойынша
    • Мемл. органдар бойынша
  • Трансляциялау жазбалары

Сервистер

Бойынша сұрыптау

Өтініш нөмері

Ұйым басшыларының блогтары

Категориялар

Жауап берілген

Мерзімі өткен

Мемлекеттік орган

Интернет-конференция статусы

Мемлекеттік орган

Категориялар

Қарастырылу мәртебесі

Кезең

С По
меню
  • Портал туралы
  • Ұйым басшыларының блогтары
  • Интернет-конференциялар
  • Сауалнамалар
    • Категориялар бойынша
    • Мемл. органдар бойынша
  • Компоненты ОП
    • Открытые данные
    • Открытые бюджеты
    • Открытые НПА
    • Оценка эффективности деятельности ГО
  • Пайдаланушалырға көмек
  • Блогтар
  • Барлық жазбалар
  • Өзекті өтініштер
  • Барлық өтініштер
  • Мұрағат
  • Блогтар
  • Сарсенбаева А.Е.
Сарсенбаева А.Е.

«Экономикалық зерттеулер институты» АҚ басқарма төрағасы

  • Жазбалар
  • Өмірбаян
  • Өзекті өтініштер
  • Өтініштер
Экономика на пути восстановления, но кризис ещё не миновал

Весь мир и Казахстан в частности в 2020 году столкнулись с абсолютно новыми, ране не известными вызовами — введение карантинных ограничений из-за распространения коронавируса оказало беспрецедентное влияние на экономическую активность в 2020 году. 

По оценкам МВФ, падение мировой экономики в 2020 году составило 3,2% (World Economic Outlook Июль2021 год), после роста на 2,8% годом раннее. Сокращение ВВП в развитых странах оценивается на уровне 4,6% (против роста на 1,7% в 2019 году), в развивающихся странах – на 2,7% (против роста на 3,7% в 2019 году).

К сожалению, Казахстан оказался в ловушке своей собственной высокой инфляции и зависимости курса национальной валюты от нефти. В ответ на риски для экономики со стороны распространения коронавируса, крупнейшие центральные банки развитых стран перешли к смягчению денежно-кредитной политики. Национальный банк Казахстана не мог пойти на такие меры, из-за высокого инфляционного давления и шока на нефтяном рынке, из-за срыва сделки между Россией и Саудовской Аравией. Это ограничило возможности борьбы с кризисом.

Параллельно с монетарными методами активно использовались инструменты фискальной политики в виде освобождения от налогов и предоставление налоговых каникул, рост государственных расходов на здравоохранение, предоставление прямых выплат населению и другое. Таким образом, глобальная финансовая поддержка достигла $14 триллионов, насытив рынки ликвидностью.

До пандемии, в 2019 году, мировой государственный долг составлял 83% ВВП. В 2020 году государственные дефициты выросли в среднем на 9% ВВП, а глобальный государственный долг, приблизился к рекордным 100% ВВП. Резкий рост заимствований в первую очередь связан с пандемией коронавируса. Кроме этого, избыточная ликвидность привела к инфляции финансовых инструментов – капитализация рынка акций США уже почти в 2,5 раза превысила годовой ВВП, а это плохой знак, который может говорить о скорой коррекции фондовых рынков или вообще об обвале, аналогичном 2008 году.

На протяжении прошлого года национальная экономика Казахстана испытала на себе тройной шок на фоне последствий пандемии. Впервые в истории цены на нефть упали до отрицательных значений. Сократились мировые торговые потоки. Существенно замедлилась деловая активность в результате защитных мер от коронавируса. 

В ответ на вызовы кризиса в прошлом году Правительством реализованы масштабные меры поддержки экономики и населения. Приняты и реализованы 3 пакета антикризисных мер на общую сумму 6,3 трлн. тенге: срочные меры по поддержке населения и бизнеса, оперативные меры по сохранению социально-экономической устойчивости, Комплексный план по восстановлению экономического роста.

Предоставлены налоговые стимулы для 700 тыс. предпринимателей в пострадавших отраслях. 

Правительство Казахстана в форсированном режиме провело повсеместную цифровизацию. Автоматизировано более 80% госуслуг.

Тем самым, кризис COVID-19 дал дополнительный импульс и ускорил процесс цифровизации, на который ещё до пандемии потребовалось бы 3-4 года.

Несмотря на внешние и внутренние вызовы, в прошлом году, своевременными усилиями Правительства удалось ограничить снижение экономики страны до 2,5%. 

В этом году в целях повышения экономической активности принят дополнительный пакет мер по поддержке деловой активности МСП в новых условиях путем актуализации Комплексного плана по восстановлению экономического роста на 2021 год.

В среднесрочной перспективе качественный рост экономики будет обеспечен за счёт 

- сохранения налогово-бюджетной стабильности;

- реализации эффективной монетарной политики; 

- развития конкурентного и эффективного финансового рынка;

- расширение возможностей для роста и развития МСБ;

- активизации инвестиционного цикла;

- повсеместного внедрения цифровизации;

- создания новых импульсов для диверсификации экономики.

Однако и полностью расслабляться пока рано, так как не смотря на восстановление деловой активности и роста экономики мир всё еще находится в достаточно шатком равновесии — с одной стороны огромный государственный долг и переоцененные финансовые инструменты, с другой коронавирус, который атакует человечество новыми штаммами. Коллеги из ЦБ РФ уже предсказали новый финансово-экономический кризис, аналогичный 2008 году, в 2022-2023 годах. Казахстану необходимо рассматривать и такой негативный сценарий.

 

Руслан Султанов

Председатель Правления 

АО “Институт экономических исследований”

  • 30.09.2021
  • 366
Сарсенбаева А.Е.

«Экономикалық зерттеулер институты» АҚ басқарма төрағасы

Сарсенбаева А.Е.
(Мұрағат)

«Экономикалық зерттеулер институты» АҚ басқарма төрағасы

  • Жазбалар
  • Өмірбаян
  • Өзекті өтініштер
  • Өтініштер

IT-компаниялардың қабылдауға жазылуы

Назарыңызға

Заңнаманың өзгеруіне байланысты (https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000177) және өтініштерді қабылдаудың бірыңғай терезесі ретінде «Е–otinish» ақпараттық жүйесін институттандырумен байланысты мемлекеттік органдардың бірінші басшыларына барлық  «Е-otinish» арқылы жүгіне аласыз.  

Маңыздысы – «Е-otinish»-ке келіп түскен барлық өтініштерді мемлекеттік органда, Бас прокуратурада қатаң есепте және бақылауда болады.

Платформа өтініш берген азаматттың өз өтінішін қарау барысын бақылауға және өзі бақылауға мүмкіндік береді. «Е-otinish» жүйесі арқылы шағым немесе арыз берген кезде түпкілікті шешім қабылданғанға дейін мемлекеттік орган Сізге алдын ала шешімге өз ұстанымын білдіруге мүмкіндік беруге құқылы.

Мемлекеттік органның соңғы жауабын алғаннан кейін Сіз оның қаншалықты қанағаттанғанын бағалай аласыз.

Е-өтінішке өту

Біз туралы

  • Портал туралы
  • АКТ саласын дамыту жөніндегі басшы
  • Сыбайлас жемқорлыққа қарсы шаралар
  • Тұрақты даму мақсаттары
  • Экран дикторы
  • Құпиялылық саясаты
  • © Ашық диалог

    Ашық диалог

  • Ұйым басшыларының блогтары
  • Интернет-конференциялар
  • Сауалнамалар
  • Жазылымдар
  • Байланыстар

    Мекен-жай: Астана қ., Мәңгілік Ел даңғылы, 55/15 ғимарат

    Бірыңғай байланыс орталығы: 1414, +7-7172-906-984

    E-mail: support@goscorp.kz

    Яндекс.Метрика