- Блогтар
- Султанов Р.С.
Султанов Р.С.
«Экономикалық зерттеулер институты» АҚ басқарма төрағасы
Экономика на пути восстановления, но кризис ещё не миновал
Весь мир и Казахстан в частности в 2020 году столкнулись с абсолютно новыми, ране не известными вызовами — введение карантинных ограничений из-за распространения коронавируса оказало беспрецедентное влияние на экономическую активность в 2020 году.
По оценкам МВФ, падение мировой экономики в 2020 году составило 3,2% (World Economic Outlook Июль2021 год), после роста на 2,8% годом раннее. Сокращение ВВП в развитых странах оценивается на уровне 4,6% (против роста на 1,7% в 2019 году), в развивающихся странах – на 2,7% (против роста на 3,7% в 2019 году).
К сожалению, Казахстан оказался в ловушке своей собственной высокой инфляции и зависимости курса национальной валюты от нефти. В ответ на риски для экономики со стороны распространения коронавируса, крупнейшие центральные банки развитых стран перешли к смягчению денежно-кредитной политики. Национальный банк Казахстана не мог пойти на такие меры, из-за высокого инфляционного давления и шока на нефтяном рынке, из-за срыва сделки между Россией и Саудовской Аравией. Это ограничило возможности борьбы с кризисом.
Параллельно с монетарными методами активно использовались инструменты фискальной политики в виде освобождения от налогов и предоставление налоговых каникул, рост государственных расходов на здравоохранение, предоставление прямых выплат населению и другое. Таким образом, глобальная финансовая поддержка достигла $14 триллионов, насытив рынки ликвидностью.
До пандемии, в 2019 году, мировой государственный долг составлял 83% ВВП. В 2020 году государственные дефициты выросли в среднем на 9% ВВП, а глобальный государственный долг, приблизился к рекордным 100% ВВП. Резкий рост заимствований в первую очередь связан с пандемией коронавируса. Кроме этого, избыточная ликвидность привела к инфляции финансовых инструментов – капитализация рынка акций США уже почти в 2,5 раза превысила годовой ВВП, а это плохой знак, который может говорить о скорой коррекции фондовых рынков или вообще об обвале, аналогичном 2008 году.
На протяжении прошлого года национальная экономика Казахстана испытала на себе тройной шок на фоне последствий пандемии. Впервые в истории цены на нефть упали до отрицательных значений. Сократились мировые торговые потоки. Существенно замедлилась деловая активность в результате защитных мер от коронавируса.
В ответ на вызовы кризиса в прошлом году Правительством реализованы масштабные меры поддержки экономики и населения. Приняты и реализованы 3 пакета антикризисных мер на общую сумму 6,3 трлн. тенге: срочные меры по поддержке населения и бизнеса, оперативные меры по сохранению социально-экономической устойчивости, Комплексный план по восстановлению экономического роста.
Предоставлены налоговые стимулы для 700 тыс. предпринимателей в пострадавших отраслях.
Правительство Казахстана в форсированном режиме провело повсеместную цифровизацию. Автоматизировано более 80% госуслуг.
Тем самым, кризис COVID-19 дал дополнительный импульс и ускорил процесс цифровизации, на который ещё до пандемии потребовалось бы 3-4 года.
Несмотря на внешние и внутренние вызовы, в прошлом году, своевременными усилиями Правительства удалось ограничить снижение экономики страны до 2,5%.
В этом году в целях повышения экономической активности принят дополнительный пакет мер по поддержке деловой активности МСП в новых условиях путем актуализации Комплексного плана по восстановлению экономического роста на 2021 год.
В среднесрочной перспективе качественный рост экономики будет обеспечен за счёт
- сохранения налогово-бюджетной стабильности;
- реализации эффективной монетарной политики;
- развития конкурентного и эффективного финансового рынка;
- расширение возможностей для роста и развития МСБ;
- активизации инвестиционного цикла;
- повсеместного внедрения цифровизации;
- создания новых импульсов для диверсификации экономики.
Однако и полностью расслабляться пока рано, так как не смотря на восстановление деловой активности и роста экономики мир всё еще находится в достаточно шатком равновесии — с одной стороны огромный государственный долг и переоцененные финансовые инструменты, с другой коронавирус, который атакует человечество новыми штаммами. Коллеги из ЦБ РФ уже предсказали новый финансово-экономический кризис, аналогичный 2008 году, в 2022-2023 годах. Казахстану необходимо рассматривать и такой негативный сценарий.
Руслан Султанов
Председатель Правления
АО “Институт экономических исследований”
- 30.09.2021
- 320