- Блогтар
- Мырзабосынов Е.Қ.
Мырзабосынов Е.Қ.
ҚР Туризм және спорт министрі
ҚР Мәдениет және спорт министрі Д. А. Абаевтың туризм мәселелері жөніндегі министрліктің алқа мәжілісінде сөз сөйлеуі
Құрметті әріптестер!
2021 жылы Министрлік еліміздің туризм саласын дамыту жолында ауқымды жұмыстар атқарды.
Карантин талаптарына қарамастан, қазірдің өзінде бұл бағытта оң өзгерістер байқалып отыр.
Өткен жылы елімізде туристік нысандар саны көбейіп, ішкі туризм қарқыны артты. Ұлттық парктердің туристік әлеуеті өсіп, туристік бизнестің инвестициялық белсенділігі күшейді.
Карантин шектеулерін азайту аясында әуе рейстерімен келетін 74 елдің азаматтары үшін визасыз режим толықтай қалпына келтірілді.
Шетелдік туристерді тіркеп, есепке алуға арналған
«E-Qonaq» электронды жүйесі жасалды. Бүгінде бұл жүйе бізге туристік ағынды талдап, көші-қон бақылауын жүзеге асыруға мүмкіндік беріп отыр.
Алғаш рет саладағы заңнама жетілдіріліп, туризм туралы заңға маңызды өзгерістер енгізілді. Соның арқасында бірқатар мемлекеттік қолдау шаралары іске қосылды.
Құрметті ханымдар мен мырзалар!
Бұл еліміздің туризм саласын нығайтып, одан әрі дамыту бағытында жасалған жұмыстың бір бөлігі ғана.
Президентіміз Қасым-Жомарт Кемелұлы Тоқаев Министрлікке туризм саласын ел экономикасын дамытатын драйверге айналдыруды жүктеді. Бізде бұған қажетті ресурстардың бәрі бар.
Осы ретте Мемлекет басшысы туризмнің әлеуметтік, тіпті идеологиялық сипаттағы мәселелерді шешуге мүмкіндік беретін бизнес екенін үнемі айтып келеді.
Туризм саласының дамуы жаңа жұмыс орындарының ашылуына, шағын бизнестің нығаюына, жергілікті жерде инфрақұрылымның дамуына, азаматтардың демалысының сапалы ұйымдастырылуына мүмкіндік береді.
Сонымен бірге туризм өскелең ұрпақтың өз тарихын құрметтеуіне жол ашып, еліміздің оң имиджін қалыптастыруға ықпал етеді.
Сол үшін біз бұл бағыттағы жұмыстарды одан әрі қарқынды жүргізе береміз.
Уважаемые коллеги!
В 2021 году Министерством была проделана большая работа по законодательному и институциональному усилению сферы туризма.
Уже сегодня, несмотря на эпидемиологическую обстановку и карантинные меры, в отрасли наблюдаются положительные тенденции.
Во-первых, количество внутренних туристов по итогам 9 месяцев 2021 года составило 5,2 млн. человек и на 100 тыс. человек превысило показатель докарантинного 2019 года.
Во-вторых, зафиксирован исторический показатель роста числа посетителей национальных парков за прошлый год. Так, их количество увеличилось на 300 тыс. человек по сравнению с 2019 годом, составив 1,5 млн. человек. Особенно хочу отметить кратный рост посетителей нацпарков Алматинского кластера: Иле-Алатауского (с 212 тысяч до 430 тысяч), Кольсайского (с 83 тысяч до 160 тысяч) и Чарынского (с 16 тысяч до 35 тысяч).
Это лишнее свидетельство эффективности принимаемых по привлечению в нацпарки якорных инвесторов, реализующие свои проекты без нарушения вреда природе.
В-третьих, увеличилось количество объектов размещения туристов на 182 единицы с единовременной вместимостью в более чем 9 тысяч мест.
В-четвертых, значительные ресурсы государства вкладываются в развитие инфраструктуры туристских дестинаций страны. В 2021 году профинансировано 39 проектов на сумму 59,8 млрд. тенге.
К примеру, в прошлом году активно велось освоение Теплого пляжа в Актау в части обеспечения прямой автодорогой, электроснабжением, водоснабжением. Также выделено финансирование на берегоукрепительные работы южного побережья озера Алаколь, реконструкцию аэропортов Ушарала и Урджара, завершение которых планируется к старту туристического сезона.
В-пятых, с принимаемыми мерами выросла инвестиционная активность бизнеса. Так, в 2021 году введено более 100 инвестпроектов на сумму 226 млрд. тенге.
Среди них можгно отметить комплекс «Караван Сарай» в Туркестане (88 млрд.тг.), Тематический парк «TetysBlu» в Актау (47,7 млрд.тг.), такие места размещения как «Swissotel» в Алматы (38,5 млрд.тг.) или «Galaxy» в городе Байконур (2 млрд.тг.) и др.
В-шестых, продолжается работа по цифровизации и маркетингу отрасли. Прорывным цифровым решением стал разработанный нацкомпанией «КазахТуризм» продукт E-Qonaq по учету иностранных туристов в местах размещения. Фактически E-Qonaq представляет актуальную информацию для органов миграции и дает статистический срез по туристам в режиме реального времени.
Это позволяет видеть «портрет туриста» и таргетировать наши маркетинговые мероприятия.
В-седьмых, в прошлом году был принят ряд важных поправок в законодательство о туризме. И уже с 1 января текущего года заработали отраслевые меры государственной поддержки.
К примеру, возмещение части затрат субъектов предпринимательства:
- при строительстве и реконструкции объектов туристской деятельности;
- при строительстве объектов придорожного сервиса;
- при приобретении транспортных средств вместимостью более восьми мест;
- на обслуживание и содержание санитарно-гигиенических узлов и многие другие.
Ранее таких прецедентов в истории развития туротрасли страны не было.
В-восьмых, в рамках поручения Главы государства по ослаблению карантинных мер при поддержке Межведомственной комиссии мы добились полного восстановления безвизового режима для граждан 74 государств, въезжающих авиарейсами.
Также было отменено требование по предъявлению ПЦР-теста для граждан иностранных государств, с которыми имеется взаимное признание паспортов вакцинации.
Это лишь краткий перечень достигнутых результатов. Вместе тем, перед отраслью стоят важные задачи на предстоящий период. Уверен, что совместно с местными исполнительными органами и основными участниками туристического рынка мы сможем продолжить поступательное развитие отрасли.
Уважаемые коллеги!
На сегодняшний день Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев поставил перед министерством очень четкую задачу: сфера туризма должна быть выведена из периферии государственной политики, став одним из драйверов экономического роста страны. Для этого у нас есть все ресурсы: рекреационные, экологические, инвестиционные и людские.
При этом Глава государства всегда подчеркивает, что туризм – это бизнес, способный решать задачи социального и даже идеологического характера. Большие вложения в туризм окупаются новыми рабочими местами, развитием малого предпринимательства и бизнес-инициативы на местах, доступным семейным отдыхом для граждан, приобщением подрастающего поколения к культурному и историческому достоянию страны, укреплением позитивного имиджа страны за рубежом, улучшением инфраструктуры населенных пунктов.
В этой связи курирующему вице-министру, ответственным структурным подразделениям министерства и подведомственным организациям необходимо взять на контроль следующие вопросы.
Первое. В настоящее время в мой адрес поступают обращения от предпринимателей о том, что имеются сложности в реализации мер государственной поддержки.
Они вызваны двумя факторами: первый – недоработка некоторых норм и правил; а второй – сложности в распределении ответственности между центром и регионами.
В этой связи, поручаю Комитету индустрии туризма совместно с представителями рынка составить перечень необходимых поправок в Правила с целью их последующего принятия. Если будет необходимо, Министерство готово инициировать и законодательные изменения.
Что касается местных исполнительных органов, то у нас есть информация, что некоторые акиматы отказываются принимать заявки на возмещение, что является недопустимым и снижает уровень доверия бизнеса к государству.
В некоторых случаях это объясняется тем, что местные исполнительные органы ждут от министерства четкие критерии для оказания поддержки.
Но для этого и создаются региональные комиссии: должны руководствоваться здравым смыслом и избегать формального подхода, ориентироваться в том числе на местную специфику и потребности.
Еще раз заверяю, что госудаством будут исполнены все заявленные обязательства.
Второе. Отдельно хочу выделить такую меру господдержки как субсидирование детских авиаперелетов Кидс Гоу Фри.
Не буду скрывать, со стороны туроператоров есть некоторые опасения в части механизма реализации этой Программы. Вопросы вызывают длительные сроки возмещения, достаточность предусмотренных бюджетных средств и др.
Хочу отметить, что данная мера является совершенно новой. На сегодняшний день двенадцать туроператоров работают по этой Программе. Очень символично, что первый проданный тур будет реализован в предстоящий праздник Наурыз в Туркестанской области.
Мы будем тщательно анализировать все заявки и запросы туроператоров. Будут учтены все конструктивные предложения по совершенствованию механизма.
В данном направлении «КазахТуризму» необходимо продолжить работу по информированию туроператоров и населения о возможностях данной программы.
Третье. В целом необходимо обратить пристальное внимание на развитие школьного туризма. В прошлом году нами была проведена инвентаризация объектов детско-юношеского туризма.
Выяснилось, что по республике у нас 202 детских лагеря. Треть из них были построены в период с 1952 по 1990 годы. В большинстве из них материально-техническая база устарела.
Аналогичная ситуация сложилась в сфере санаторно-курортного отдыха, где в неудовлетворительном состоянии находятся 40% организаций из 173 объектов.
В этой связи, поручаю курирующему вице-министру и «Казах туризму» разработать комплекс мер по развитию детско-юношеского и оздоровительного туризма. Если нужно мы готовы принять соответствующую программу.
Четвертое. Отдельно хочу обратить внимание «КазахТуризма» на выработке нескольких туристических маршрутов разных масштабов: региональных, межрегиональных и общестрановых.
У каждого маршрута должна быть своя концептуальная идея и миссия. В мировой практике таких примеров много: «Путь через 88 храмов» в Японии, «Золотое кольцо» России, Великий Гималайский путь и другие.
Основой для подобных трэков могут быть самые разные концепты: для конных туристов мы можем предлагать пути военных походов казахских ханов; для экстремалов – горные пути с укомплектованными перевалочными пунктами; для интересующихся духовным наследием нашего народа – большое кольцо по сакральным местам от Хазрет-Султана на Юге до резиденции Абылай хана на Севере, от Музея-заповедника Абая на Востоке до мечети Бекет-Ата в Мангыстау.
Этот вопрос нам также нужно проработать с министерством образования и науки: отдельные маршруты должны быть имплементированы в программу обязательных посещений учениками школ и студентами.
Пятое. Совместно с заинтересованными государственными органами необходимо усилить работу по стимулированию въездного туризма с учетом смягчения визового режима, продолжить открытие границ для туристов, в частности сухопутных пунктов пропуска, взаимное признание паспортов вакцинации с другими странами и другие меры.
Кроме того, необходимо совместно с заинтересованными государственными органами продолжить работу по расширению списка безвизовых стран, возобновлению режима безвизового транзита для граждан КНР и Индии, рассмотреть вопрос по его увеличению с 3-х до 7 суток, а также увеличению перечня стран, подпадающих под данный режим.
К примеру, Иран, находящийся в 45 минутах перелета от Казахстана, до пандемии генерировал 7,2 млн. туристов, выезжающих за рубеж. Из них 400 тысяч – это иранцы, посещающие Азербайджан и Грузию, которые ввели безвизовый режим для граждан этой страны и увеличили турпоток.
Ослабление визовых требований для Ирана позволит нам перетянуть на себя значительную часть туристов, направляющихся к нашим соседям.
Шестое. Хотел бы обратить внимание на развитие экотуризма в национальных парках с учетом соблюдения рекреационной нагрузки, принципов устойчивого развития и обеспечения безопасности туристов.
Имеются сдерживающие факторы межведомственной координации в части развития туристско-рекреационной инфраструктуры.
Фокусом деятельности Министерства экологии являются природоохранные функции и сохранение экологического баланса. При этом не стоит забывать и туристическую составляющую, ведь нацпарки – это основные объекты туристского притяжения, это признано во всем мире.
Для развития агротуризма как важной составляющей экотуризма, необходимо использовать резервы сельских территорий и местностей.
Учитывая важность и актуальность развития сельских территорий и обеспечение населения дополнительным источником дохода, необходимо совершенствование законодательства для предоставления возможности занятия агротуризмом на землях сельхозназначения.
Отдельным вопросом стоит регулирование деятельности гидов. Нередки случаи, когда гиды доводят до туристов некорректную информацию, искажая исторические факты. Более того, часто неподготовленные гиды отправляются в тяжелые маршруты, подвергая риску жизни и здоровье людей.
Таким образом неквалифицированный гид представляет угрозу не только имиджу страны, но и безопасности туристов.
Поручаю Комитету индустрии туризма проработать вопрос регламентации деятельности гидов с созданием цифровой экосистемы.
Седьмое. Необходимо выработать предложения по дополнительному стимулированию населения для отдыха внутри страны. Это могли бы быть кэш бэк для внутренних туристов по аналогии с российским опытом, такие меры как увеличение субсидируемых авиарейсов между городами страны, практическое распространение режима Открытого неба в аэропортах Актау, Туркестан, разработка событийного календаря с учетом проводимых спортивных и культурных мероприятий.
Восьмое. Несомненно, важно наладить синхронное развитие туризма и культуры. Ведь любой турист пытается узнать страну через знакомство с ее историей, культурой, обычаями народа.
Поэтому нам нужно менять подходы по управлению объектами культуры: они должны стать достопримечательностями, доступными для массового туриста.
Яркие представители сферы культуры и креативных индустрий являются послами туризма Казахстана.
Креативная индустрия обладает колоссальным потенциалом для привлечения иностранцев в нашу страну.
Поэтому необходимо единое видение эко-системы креативных индустрий, где будут предусмотрены меры поддержки креаторов, ремесленников, музыкантов, представителей современного искусства и кино.
Координацию данного вопроса должна осуществлять нацкомпания «КазахТуризм», на базе которой поручаю создать рабочую группу с участием подведомственных организаций.
Уважаемые дамы и господа!
Этот год будет посвящен мероприятиям по восстановлению туристских потоков через открытие границ и снятие барьеров.
Это хороший шанс не просто восстановить объемы прошлых лет, но и создать задел для нового качественного скачка.
И я убежден, что совместно мы сможем добиться поставленных целей и вывести туризм на новый уровень.
Спасибо за внимание!
- 10.03.2022
- 272