- Блогтар
- Байбазаров Н.С.
Байбазаров Н.С.
ҚР Премьер-Министрінің орынбасары – Қазақстан Республикасының Ұлттық экономика министрі
Регулирование "с чистого листа"
Министерство национальной экономики Республики Казахстан является администратором государственных программ по поддержке предпринимательства, таких как "Дорожная карта бизнеса" и "Экономика простых вещей".
Господдержка бизнеса
С 2022 года инструменты консолидированы в национальном проекте по развитию предпринимательства на 2021–2025 годы. В рамках Нацпроекта предоставляются финансовые и нефинансовые меры поддержки предпринимательства.
Среди финансовых мер наибольшим спросом пользуются субсидирование части ставки вознаграждения и предоставление частичного гарантия по кредитам БВУ.
В рамках инструмента субсидирования части ставки вознаграждения государство субсидирует 13%, а предприниматель оплачивает 8%.
С начала реализации двух программ по субсидированию поддержано свыше 95 тыс. проектов на сумму кредитного портфеля в размере около 7 трлн тенге. Вместе с этим реализуется инструмент частичного гарантирования, который направлен на решение проблемы с нехваткой залогового обеспечения при получении кредита.
В рамках гарантирования с начала реализации инструмента (2010–2023 годы) поддержано свыше 57,5 тыс. проектов на сумму кредитного портфеля 1,4 трлн тенге. Кроме этого, реализуется микрокредитование, предоставляемое по ставке 7% в сельской местности и 8% — в областных центрах.
На инвестиционные цели предоставляются микрокредиты до 20 млн тенге (на 3 года), пополнение оборотных средств — до 5 млн тенге (на 2 года).
По микрокредитам до 5 млн тенге не требуется предоставление залогового обеспечения, что является их основным преимуществом. Инструмент введен с 2020 года, и на сегодняшний день охват инструмента составляет порядка 38 тыс. проектов на сумму кредитного портфеля свыше 255,7 млрд тенге.
За весь период реализации данных инструментов, а именно с 2010 по 2021 годы, получателями мер господдержки создано свыше 119 тыс. новых рабочих мест, выпущено продукции и услуг на сумму 53,1 трлн тенге и уплачено налогов в бюджет на общую сумму 3,4 трлн тенге.
Налоговые поступления от получателей мер господдержки свидетельствуют о том, что реализация финансовых инструментов оправдывает вложенные бюджетные средства, так как на 1 тенге субсидий приходится 6,5 тенге выплаченных налогов.
Для действующих и начинающих предпринимателей, реализующих новые бизнес-идеи, в рамках нацпроекта предоставляются государственные гранты до 5 млн тенге на конкурсной основе. С 2012–2023 годов для предпринимателей выдано свыше 5,6 тыс. грантов на сумму 17,6 млрд тенге.
Инструменты
Что касается нефинансовой поддержки предпринимательства, через НПП "Атамекен" реализуются следующие инструменты: "Сервисная поддержка" — направлен на оказание специализированных видов услуг для поддержки субъектов МСП, действующих во всех секторах экономики на безвозмездной основе.
То есть это услуги, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета, а также составлением статистической отчетности; услуги по юридическим вопросам и конкурсным (тендерным) процедурам; услуги по вопросам финансирования и получения мер государственной поддержки; и услуги по разработке бизнес-планов, анализу рынка.
Инструмент "Информационно-консультационные услуги" включает в себя комплекс информационно-консультационных услуг, предоставляемых субъектам МСП, действующим во всех секторах экономики, и населению с предпринимательской инициативой на безвозмездной основе.
Услуги предоставляются в 189 ЦОП (центры обслуживания предпринимателей) районного уровня, а в онлайн-режиме — через веб-портал оператора нефинансовой поддержки.
Информационно-консультационные услуги для предпринимателей и населения с предпринимательской инициативой включают в себя: информирование и консультирование о мерах государственной поддержки; информирование по правовым вопросам и получению разрешительных документов.
Инструмент "Деловые связи": бизнес-стажировка руководителей казахстанского бизнеса на территории ФРГ, направленная на повышение квалификации руководителей казахстанских компаний, посещение немецких предприятий для установления дальнейшего сотрудничества и заключения контрактов.
Министерством с текущего года реализуется новый инструмент "Развитие предпринимательского потенциала "Мен кәсіпкер", предусматривающий обучение и оказание услуг для населения с предпринимательской инициативой и субьектам МСП на безвозмездной основе.
Таким образом, в рамках национального проекта предусмотрен широкий спектр мер господдержки, который позволяет предпринимателям устойчиво развиваться, наращивая производственные мощности и увеличивая рабочие места.
Следует отметить, что работа по совершенствованию инструментов господдержки МСП ведется на постоянной основе.
Новая регуляторная политика
Для упрощения громоздкой регуляторной системы и излишней административной нагрузки принят Закон по вопросам внедрения новой регуляторной политики ("с чистого листа") в сфере предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
Документ направлен на формирование стимулирующих условий для активизации предпринимательской деятельности.
Законом закрепляются цели, задачи, базовые принципы и новые подходы к новой регуляторной политике в сфере предпринимательской деятельности в Казахстане.
Основные новеллы: определение условий формирования регуляторных инструментов (основные условия: защита здоровья граждан, экологии, обороны и безопасности государства); внедрение принципа "1 in 2 out" (отмена двух действующих требований при введении одного нового); введение Реестра обязательных требований в сфере предпринимательства.
Основной новеллой Закона является пересмотр всего массива регуляторных актов, для создания Реестра обязательных требований в сфере предпринимательства.
Реестр — это обязательный механизм, обеспечивающий на постоянной основе пересмотр регуляторных актов. На сегодняшний день данный Реестр сформирован и ведется в автоматизированном режиме с 1 января 2023 года на платформе "Smart Data Ukimet".
При реализации Реестр позволит применить метод "регуляторной гильотины" в отношении требований, негативно влияющих на бизнес-среду.
В реализацию принятого Закона проведен анализ регуляторных актов по 44 сферам предпринимательской деятельности, в которых проанализировано более 2 800 НПА, где выявлено свыше 128 тысяч требований, из которых 10 108, или 8%, требований не соответствуют базовым условиям новой регуляторной политики.
По итогам проведенного анализа регуляторных актов МНЭ сформирован единый пул поправок на основании предложений, внесенных отраслевыми госорганами совместно с НПП "Атамекен".
Единый пул, предусматривающий поправки по исключению неактуальных (архаичных) требований для бизнеса, внесен в Мажилис Парламента и включен в проект Закона по вопросам ведения бизнеса.
С прошлого года регулирующими госорганами уже отменено либо пересмотрено свыше 9 тысяч неактуальных требований для бизнеса в рамках подзаконных актов.
Бизнес с женским лицом
Возникновение и рост предпринимательства среди женщин являются глобальной тенденцией. Многие страны стимулируют развитие женского предпринимательства, используя его в качестве средства для укрепления экономики.
Так, для развития женского предпринимательства в настоящее время во всех регионах открыты 20 центров развития женского предпринимательства. Цель центров заключается в расширении возможностей женщин с предпринимательской инициативой и действующих женщин-предпринимателей, которые хотят вести и развивать свой бизнес, а также в создании благоприятных условий для инклюзивной, жизнеспособной и устойчивой экономики, особенно в регионах.
Сегодня в центрах предлагается широкий спектр услуг по определению потребностей, проведению профильного обучения, менторству, а также услуги по продвижению и разработке продукции из местного сырья в рамках проекта "Одно село — один продукт" (ОСОП).
В настоящее время центрами оказано 9 643 услуги, проведены выставки ОСОП в 20 регионах, где принимали участие 519 товаропроизводителей, из них определены 60 наименований товара из местного сырья.
Вместе с тем в рамках Договора о техническом сотрудничестве между Правительством РК и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) от 24 апреля 2015 года реализуется программа "Женщины в бизнесе".
Программа предназначена для устранения гендерных различий, существующих в таких областях, как доступ к финансированию и ноу-хау. ЕБРР предоставляет кредитные линии банкам второго уровня для последующего кредитования. На сегодняшний день выдано 23 286 кредитов женщинам-предпринимателям.
В дополнение к кредитным линиям ЕБРР предлагает консультационную помощь предприятиям как местными, так и международными отраслевыми экспертами. По местным консультационным/коучинговым проектам с предприятиями, возглавляемыми женщинами (или семьями), ЕБРР возмещает 60% от стоимости проекта, а по международным — до 88% от стоимости проекта.
В данный момент организовано 461 консультационный и бизнес-коучинговый проект с местными консультантами и 13 проектов — с международными.
Тариф в обмен на инвестиции
На сегодня по стране более 2/3 инженерных сетей находятся в изношенном состоянии, что в свою очередь влияет на качество предоставляемых услуг. Кроме того, в данной сфере наблюдается отток квалифицированных специалистов, у которых годами не повышались заработные платы.
Для решения этих проблем Министерством нацэкономики совместно с отраслевыми госорганами и акиматами реализуется программа "Тариф в обмен на инвестиции", направленная на обновление коммунальной инфраструктуры путем стимулирования новых инвестиций в сферу ЖКХ.
В перспективе программа "Тариф в обмен на инвестиции" позволит привлечь порядка 3 трлн тенге инвестиций для модернизации почти 62 тыс. км инженерных сетей. Эти меры обеспечат снижение износа сетей на 20 п. п. к 2029 году и тем самым повысят качество и надежность коммунальных услуг.
В 2023 году планируется привлечение инвестиций на сумму порядка 267 млрд тенге для ремонта 5,8 тыс. км инженерных сетей. Это позволит снизить износ на 3,2%.
Также повышаются заработные платы работников сфер естественных монополий в среднем со 135 тыс. тенге до 200–300 тыс. тенге (50-100%).
Помимо этого, в текущем году дополнительными факторами, влияющими на уровень тарифов, являются повышение тарифа на производство электроэнергии (+27%), оптовой цены товарного газа (+12%), стоимости стратегических товаров (уголь, мазут, ГСМ и др.) и др.
Во втором квартале 2023 года Министерством утверждены 213 заявок на изменение тарифов и инвестиционных программ с вводом в действие их с 1 июля т. г. В результате, изменение тарифов на коммунальные услуги в среднем составило от 10 до 30% с учетом обеспечения баланса интересов потребителей и предприятий (увеличение среднего чека по всем комуслугам составит порядка 3-4 тыс. тенге для двухкомнатной квартиры (60 кв. м).
Таким образом, рост тарифов обусловлен тем, что текущее состояние инфраструктуры ЖКХ по стране требует обновления для бесперебойного обеспечения граждан качественными коммунальными услугами.
При этом уязвимые слои населения защищены от изменения тарифов за счет механизма жилпомощи (акиматы компенсируют часть коммунальных расходов).
Проводимая тарифная реформа основывается на принципах прозрачности, подотчетности и публичности всего процесса тарифообразования.
Открытость принятия решений направлена на вовлечение потребителей в процесс тарифного регулирования путем проведения публичных слушаний (офлайн- и онлайн-формат), заседаний региональных комиссий (с участием общественности), отчетности предприятий перед потребителями и др. Все мероприятия освещаются в СМИ.
Контроль целевого использования средств потребителей обеспечивается с привлечением общественности и технических экспертов.
При нарушении прав потребителей для них вводятся временные компенсирующие тарифы, а субъекты естественных монополий (СЕМ) привлекаются к административной ответственности.
Таким образом, в случае необоснованного завышения счетов за комуслуги средства будут возвращаться потребителям через перерасчет в последующих счетах. Кроме того, при подозрении возможного вывода капитала за рубеж, материалы передаются в правоохранительные органы.
База "Монополист"
Также министерством проводится работа по перезагрузке тарифной политики в части внедрения новых подходов регулирования, цифровизации и обеспечения прозрачности регулирования в сфере естественных монополий.
Первое. В рамках реформирования тарифной методологии проводится работа по переходу на стимулирующий метод тарифного регулирования. Для разработки новой методологии привлечены консультанты Всемирного банка и отраслевые ассоциации.
Совершенствование тарифной методологии нацелено на повышение эффективности деятельности СЕМ путем стимулирования новых инвестиций, внедрения инновационных решений, повышения уровня коммуникаций с потребителями, контроля качества оказываемых услуг и соответственно получения дохода.
Таким образом, будет установлен рыночный подход тарифного регулирования.
Второе. 4 сентября текущего года введена обновленная версия базы "Монополист". В рамках расширения функционала все этапы тарифообразования будут оцифрованы, что позволит любому заинтересованному лицу ознакомиться с уровнем тарифов, структурой расходов, заявками на утверждение и изменение тарифных смет и инвестиционных программ, а также их отчетности об использовании средств.
Кроме того, интеграция новой версии базы "Монополист" с государственными базами данных ("Е-статистика", "Система обработки налоговой отчетности", "Юридические лица", "Физические лица" и др.) обеспечит достоверность представленной информации за счет сверки отчетных данных.
Третье. Планируется автоматизация государственного контроля за деятельностью СЕМ путем введения системы управления рисками (СУР), которая позволит назначать проверки без участия человека.
СУР направлена на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем градации СЕМ по степеням риска для последующего контроля.
Четвертое. Цифровизация закупок СЕМ предусматривает электронный формат и интеграцию с "Единым окном закупок" (НПП "Атамекен"). СЕМ будет представлена возможность выбора электронной торговой площадки для проведения закупок, а заинтересованные лица смогут отслеживать процедуры их исполнения.
Пятое. Для повышения ответственности монополистов МНЭ совместно с заинтересованными госорганами прорабатывается вопрос об установлении персональной ответственности руководителей СЕМ за ненадлежащее выполнение своих функциональных обязанностей.
В целом все внедряемые инструменты направлены на стимулирование СЕМ повышать качество и надежность оказываемых потребителям услуг, повышение прозрачности регулирования деятельности СЕМ, цифровизацию этапов тарифообразования, формирование добросовестной конкуренции при закупках, а также усиление государственного контроля и снижение коррупционных рисков.
- 15.12.2023
- 174