• Электрондық үкімет
  • Ашық үкімет
  • Қазақстан Республикасының үкіметі
  • Сайттың мобильді нұсқасы
  • Нашар көретіндерге арналған нұсқа
ҚАЗ РУС ENG
Кіру немесе тіркелу
Логотип портала Открытый диалог
  • Портал туралы
    • Талдау
  • Ұйым басшыларының блогтары
  • Интернет-конференциялар
  • Сауалнамалар
    • Категориялар бойынша
    • Мемл. органдар бойынша
  • Трансляциялау жазбалары

Сервистер

Бойынша сұрыптау

Өтініш нөмері

Ұйым басшыларының блогтары

Категориялар

Жауап берілген

Мерзімі өткен

Мемлекеттік орган

Интернет-конференция статусы

Мемлекеттік орган

Категориялар

Қарастырылу мәртебесі

Кезең

С По
меню
  • Портал туралы
  • Ұйым басшыларының блогтары
  • Интернет-конференциялар
  • Сауалнамалар
    • Категориялар бойынша
    • Мемл. органдар бойынша
  • Компоненты ОП
    • Открытые данные
    • Открытые бюджеты
    • Открытые НПА
    • Оценка эффективности деятельности ГО
  • Пайдаланушалырға көмек
  • Блогтар
  • Барлық жазбалар
  • Өзекті өтініштер
  • Барлық өтініштер
  • Мұрағат
  • Блогтар
  • Такиев М.Т.
Такиев М.Т.

ҚР Қаржы министрі

  • Жазбалар
  • Өмірбаян
  • Өзекті өтініштер
  • Өтініштер
«Экономический эффект от ИПН»

<p class="MsoNormal" align="center" style="text-align: center; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><font face="Times New Roman">Добрый день читателям и посетителям моего блога!<o:p></o:p></font></span></p> <p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.4pt; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><font face="Times New Roman">Очередную страницу своего официального блога хочу посвятить самому обсуждаемому вопросу по проекту бюджета и сопутствующему Законодательству и рассказать о планируемых изменениях ставки шкалы индивидуального подоходного налога (ИПН). <o:p></o:p></font></span></p> <p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.4pt; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><font face="Times New Roman">Аргументы против сводятся к тому, что прогрессивная шкала может привести к уходу заработных плат в тень, т.е. к нелегальной выплате или, к так называемым, &laquo;конвертным&raquo; схемам. В связи с этим, хотелось бы отметить следующее. Плоская шкала ИПН была введена в 2007 году. Она преследовала цель легализации доходов физических лиц. Так, если опираться на базу данных ГЦВП, то по ней можно определить уровень заработной платы всех граждан, участвующих постоянно или периодически в накопительной пенсионной системе, и, соответственно, мы можно оперировать очень точными цифрами. Если в 2006 году доходы<span style="mso-spacerun: yes">&nbsp; </span>размером от 15 до 40 месячных расчетных показателей (МРП) имело 27, 9% работающего населения, то 2009 году &ndash; это 38,3%. А доходы от 40 до 200 МРП повысились с 14,9% до 48,4%. Т.е. можно однозначно говорить, что введение плоской шкалы сыграло свою положительную роль. Но при этом, следует иметь ввиду, что мировая<span style="mso-spacerun: yes">&nbsp; </span>практика иная. Единицы стран применяют плоскую шкалу, в частности, это Эстония, Литва, Латвия, Румыния и Россия. Хочу отметить, что в Парламент России уже внесен Законопроект по переходу на прогрессивную шкалу. Когда и каким образом он будет принят, не могу уточнить, так как данную информацию черпал из Интернет-ресурсов.<span style="mso-spacerun: yes">&nbsp; </span><span style="mso-spacerun: yes">&nbsp;</span>Если говорить обо всех прочих странах, то там действует прогрессивная шкала. Основными бенефициарами любой предпринимательской деятельности являются физические лица. Любой бизнес делается для того, чтобы в конечном итоге не само предприятие, а его собственники получили соответствующие доходы. Поэтому во всем мире введена прогрессивная шкала и соответственно тот, кто больше получает, тот и больше платит. <o:p></o:p></font></span></p> <p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.4pt; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><font face="Times New Roman">Если вернуться к нашей стране, то нужно понимать, что плоская шкала изначально была временной. Вопрос стоял только такой, когда перейти от плоской шкалы к прогрессивной. Сразу хочу оговориться, что в Казахстане основная часть населения много не зарабатывает и прогрессивная шкала, которую мы вводим, это учитывает. Хочу отметить, что мы ориентируемся на перспективу, т.е. на момент введения всеобщего декларирования. Сейчас <span style="mso-spacerun: yes">&nbsp;</span>начальный этап по разработке нормативно-правовой базы. <span style="mso-spacerun: yes">&nbsp;</span>С 2014 года &ndash; первоначальные декларации должны будут сдавать государственные служащие, которые сейчас декларации сдают в обязательном порядке, а также работники предприятий с государственным участием. С 2016 года свои первоначальные декларации<span style="mso-spacerun: yes">&nbsp; </span>будут сдавать все прочие граждане нашей страны. С этого времени налоговая система и будет<span style="mso-spacerun: yes">&nbsp; </span>ориентироваться на, так называемых, конечных бенефициаров любой экономической деятельности, т.е. на доходы физических лиц. Это не означает, что в нашей стране, так же как и во многих странах, основная часть бюджета будет формироваться за счет налогов с физических лиц. У нас иная структура экономики, мы на ином этапе развития, и, понятно, что наша горно-рудная и нефтяная промышленность, как и сегодня, будут основными налогоплательщиками. <span style="mso-spacerun: yes">&nbsp;&nbsp;&nbsp;</span><o:p></o:p></font></span></p> <p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.4pt; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><font face="Times New Roman">Тем не менее, будет существенно повышена, за счет внедрения всеобщего декларирования, собираемость с доходов физических лиц. Для того, чтобы перейти к прогрессивной шкале, которая бы учитывала, что в систему будет включена именно та категория населения, которая сегодня может быть<span style="mso-spacerun: yes">&nbsp; </span>ИПН и не платит в полной сумме, поскольку имеет возможность от этого уклониться, в дальнейшем она (категория), однозначно, станет плательщиком. А сейчас мы вводим прогрессивную шкалу, при которой 98 %<span style="mso-spacerun: yes">&nbsp; </span>наших граждан, как платили 10% ИПН, так и будут платить. Поскольку ставка 15 % устанавливается с порога 200 МРП. <o:p></o:p></font></span></p> <p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.4pt; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><font face="Times New Roman">В одном из своих интервью я назвал сумму 250 тысяч тенге. При внесении Законопроекта на согласование, мы все-таки остановились на цифре<span style="mso-spacerun: yes">&nbsp; </span>200 МРП или 300 тысяч тенге. Так вот, доходы 98 % наших граждан, которые платят ИПН и информация о заработной плате которых есть в базе данных ГЦВП, получают меньше, чем 300 тысяч тенге. Поэтому, получается, что на различных Интернет-сайтах наиболее активным является 2 оставшихся процента. Но даже для них (2%) существенно налоговая нагрузка не возрастет. 20% ИПН будет взиматься с тех, у кого заработная плата достигает 500 тысяч тенге. При этом, ИПН будет взиматься не со всей суммы: <o:p></o:p></font></span></p> <p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.4pt; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><o:p><font face="Times New Roman">&nbsp;</font></o:p></span></p> <p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.4pt; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><font face="Times New Roman">- до 300 тысяч тенге &ndash;<span style="mso-spacerun: yes">&nbsp; </span>10% ИПН ;<o:p></o:p></font></span></p> <p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.4pt; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><font face="Times New Roman">- с 300 тысяч до 500 &ndash; 15% ИПН;<o:p></o:p></font></span></p> <p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.4pt; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><font face="Times New Roman">- с разницы заработной платы, которая выше 500 &ndash;<span style="mso-spacerun: yes">&nbsp; </span>20% ИПН. <span style="mso-spacerun: yes">&nbsp;</span><o:p></o:p></font></span></p> <p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.4pt; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><o:p><font face="Times New Roman">&nbsp;</font></o:p></span></p> <p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.4pt; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><font face="Times New Roman"><span style="mso-spacerun: yes">&nbsp;</span>20% <span style="mso-spacerun: yes">&nbsp;</span>вводится для исключения арбитража с корпоративным подоходным налогом (КПН). Для малых и средних предприятий &ndash; возможность использования этого арбитража, безусловно, существует. Прежде всего, для малых. Так как если нет никаких финансовых ограничений по заработной плате, то весь чистый доход удобно выводить через заработную плату и вложить в бизнес, на его дальнейшее развитие. При этом, не обременяя его налогами, как это было бы, если<span style="mso-spacerun: yes">&nbsp; </span>показать чистый доход и с него заплатить КПН. Т.е. необходимо уйти от системы, при которой существует возможность арбитража. <o:p></o:p></font></span></p> <p class="MsoNormal" style="text-align: justify; margin: 0cm 0cm 0pt"><span style="font-size: 14pt"><font face="Times New Roman"><span style="mso-tab-count: 1">&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </span>Возвращаясь к тем 2% о которых я сказал выше, можно прийти к выводу, что от данного повышения экономический эффект небольшой. Всего лишь на 1,3% или на 12,5 млрд. тенге увеличатся поступления в местный бюджет. Прогрессивную шкалу невозможно ввести, если она сразу заденет значительную часть населения. Просто по мере роста доходов, все большее<span style="mso-spacerun: yes">&nbsp; </span>количество граждан будет подпадать под прогрессивную шкалу. Я думаю, никто не будет возражать, если у него будут расти доходы, даже если с них придется платить больше налогов. Поэтому на начальном этапе такой экономический эффект нельзя считать неудовлетворительным. Также как и нельзя считать, что прогрессивную шкалу бессмысленно вводить, если мы получим незначительный фискальный эффект. Это всего лишь начальная стадия. <o:p></o:p></font></span></p> <p>&nbsp;</p>

  • 10.09.2010
  • 14749
Такиев М.Т.

ҚР Қаржы министрі

Такиев М.Т.
(Мұрағат)

ҚР Қаржы министрі

  • Жазбалар
  • Өмірбаян
  • Өзекті өтініштер
  • Өтініштер

IT-компаниялардың қабылдауға жазылуы

Назарыңызға

Заңнаманың өзгеруіне байланысты (https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000177) және өтініштерді қабылдаудың бірыңғай терезесі ретінде «Е–otinish» ақпараттық жүйесін институттандырумен байланысты мемлекеттік органдардың бірінші басшыларына барлық  «Е-otinish» арқылы жүгіне аласыз.  

Маңыздысы – «Е-otinish»-ке келіп түскен барлық өтініштерді мемлекеттік органда, Бас прокуратурада қатаң есепте және бақылауда болады.

Платформа өтініш берген азаматттың өз өтінішін қарау барысын бақылауға және өзі бақылауға мүмкіндік береді. «Е-otinish» жүйесі арқылы шағым немесе арыз берген кезде түпкілікті шешім қабылданғанға дейін мемлекеттік орган Сізге алдын ала шешімге өз ұстанымын білдіруге мүмкіндік беруге құқылы.

Мемлекеттік органның соңғы жауабын алғаннан кейін Сіз оның қаншалықты қанағаттанғанын бағалай аласыз.

Е-өтінішке өту

Біз туралы

  • Портал туралы
  • АКТ саласын дамыту жөніндегі басшы
  • Сыбайлас жемқорлыққа қарсы шаралар
  • Тұрақты даму мақсаттары
  • Экран дикторы
  • Құпиялылық саясаты
  • © Ашық диалог

    Ашық диалог

  • Ұйым басшыларының блогтары
  • Интернет-конференциялар
  • Сауалнамалар
  • Жазылымдар
  • Байланыстар

    Мекен-жай: Астана қ., Мәңгілік Ел даңғылы, 55/15 ғимарат

    Бірыңғай байланыс орталығы: 1414, +7-7172-906-984

    E-mail: support@goscorp.kz

    Яндекс.Метрика