- Блогтар
- Дүйсембиев Ж.Ж.
- Өтініш
Дүйсембиев Ж.Ж.
ҚМ Мемлекеттік кірістер комитетінің төрағасы
С 2019 года в Налоговый Кодекс РК вносится изменение, связанное с уменьшением размера индивидуального подоходного налога (ИПН) по работникам с низким уровнем заработной платы (дохода) в целях поддержки таких работников. Изменение взнесено Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам социального обеспечения» от 2 июля 2018 года № 165-VI: «Статья 341. Корректировка дохода 1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода): 49) облагаемый доход работника – в размере 90 процентов от суммы такого дохода. Положение настоящего подпункта применяется к доходу работника, не превышающему 25 - МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года». В соответствии с данным изменением, если доход работника за месяц менее 25 МРП, при расчете ИПН, к налогооблагаемому доходу применяется корректировка (уменьшение) в размере 90%. Однако, данное изменение, внесенное в НК РК и связанное с расчетом ИПН, коснулось также и других НПА, которые регулируют порядок расчета и определения социальных отчислений (СО), пенсионных взносов (ОПВ и ОППВ), положений по обязательному социальному медицинскому страхованию (ОМСМ), а также положений в НК в части социального налога (СН). Пенсионные взносы. Порядок расчета ОПВ и ОППВ установлен в Правилах исчисления и перечисления (ППРК от 18 октября 2013 года № 1116). В соответствии с пунктом 6 главы 2 Правил: «6. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ НЕ удерживаются с выплат и доходов: 2) указанных в пункте 1 статьи 341 НК, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27), 48)пункта 1 статьи 341 НК, а также подпунктами 42), 43) пункта 1 статьи 341 НК в части утраченного заработка (дохода). При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 НК». В соответствии с действующими нормами, при расчете ОПВ и ОППВ, в 2019 году из объекта обложения исключается облагаемый доход в размере 90% от суммы такого дохода (пп49) п1 ст341 НК РК). Порядок расчета ОПВ и ОППВ в 2019 году по работникам, доход которых за месяц составил менее 25 МРП, будет выглядеть следующим образом: Объект исчисления = Доход работника – Выплаты статьи 319 НК РК – Доходы статьи 341 НК РК (корректировка 90%). Пример Доход работника за месяц 50 000 тенге (менее 25 МРП). Расчет ОПВ в 2018 году: 50 000 * 10% = 5 000 тенге. Расчет ОПВ в 2019 году: (50 000 – 90%) * 10% = 2 828 тенге (в соответствии с мин. ограничением объекта в 1 МЗП). Таким образом, в 2019 году сумма пенсионных взносов по таким работникам будет исчислена на 90% меньше, чем при аналогичном расчете в 2018 году. Социальный налог Порядок определения объекта обложения для расчета социального налога указан в статье 484 НК РК. В соответствии с пунктом 3 статьи 484 НК РК, из объекта налогообложения исключаются: «3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса». В соответствии с приведенными положениями НК РК, при расчете СН из объекта налогообложения исключаются доходы, указанные в статье 341 НК РК. Соответственно, облагаемый доход работника в размере 90% (пп49) п1 ст341 НК РК), также подлежат исключению из объекта налогообложения СН. Порядок определения налогооблагаемого дохода для расчета СН в 2019 году будет выглядеть следующим образом (при доходе работника менее 25 МРП). Налогооблагаемый доход (СН) = Доход работника – ОПВ – 90% (пп49) п1 ст341 НК РК)… Таким образом, в 2019 году в случае, если доход работника менее 25 МРП, при расчете СН, из объекта налогообложения необходимо также исключать 90% от суммы такого дохода. Пример Доход работника за месяц 50 000 тенге (менее 25 МРП). ОПВ в 2018 году = 5 000 тенге. ОПВ в 2019 году = 500 тенге. Расчет СН в 2018 году: (50 000 – 5 000) * 9,5% = 4 275 тенге. Расчет СН в 2019 году: (50 000 – 500 – 90%) * 9,5% = 2 687 тенге (в соответствии с мин. ограничением объекта в 1 МЗП). Рассчитанная сумма СН за работников в 2019 году, будет меньше суммы при аналогичном доходе, рассчитанная в 2018 году. Социальные отчисления. Порядок определения объекта исчисления для расчета социальных отчислений, установлен в Правилах исчисления и перечисления (ППРК от 21 июня 2004 года № 683). В соответствии с пунктом 5 Правил: «5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных: 2) пунктом 1 статьи 341 НК, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 19), 20), 21), 27) пункта 1 статьи 341 НК». В соответствии с действующей редакцией Правил, при расчете СО, в 2019 году из объекта исчисления исключается облагаемый доход в размере 90% от суммы такого дохода (пп49) п1 ст341 НК РК). Порядок расчета СО в 2019 году по работникам, доход которых за месяц составил менее 25 МРП, будет выглядеть следующим образом: Объект исчисления = Доход работника – Выплаты статьи 319 НК РК – Доходы статьи 341 НК РК (корректировка 90%)… Пример Доход работника за месяц 50 000 тенге (менее 25 МРП). ОПВ в 2018 году = 5 000 тенге. ОПВ в 2019 году = 500 тенге. Расчет СО в 2018 году: (50 000 – 5 000)* 3,5% = 1 575 тенге. Расчет СО в 2019 году: (50 000 – 500 – 90%) * 3,5% = 990 тенге (в соответствии с мин. ограничением объекта в 1 МЗП). Рассчитанная сумма СО за работников в 2019 году, будет меньше суммы при аналогичном доходе, рассчитанная в 2018 году. Отчисления на ОСМС Порядок определения объекта обложения для расчета отчислений на ОСМС установлен в Законе РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V. В соответствии со статьей 29 Закона: «4. Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов: 2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)» В соответствии с действующим положением, при определении облагаемого дохода для исчисления отчислений на ОСМС, их такого дохода необходимо исключать корректировку в размере 90%. Порядок определения объекта исчисления будет выглядеть следующим образом: Объект исчисления = Доход работника – Выплаты статьи 319 НК РК – Доходы статьи 341 НК РК (корректировка 90%)… Пример Доход работника за месяц 50 000 тенге (менее 25 МРП). Расчет отчислений на ОСМС в 2018 году: 50 000* 1,5% = 750 тенге. Расчет отчислений на ОСМС в 2019 году: (50 000 – 90%) * 1,5% = 75 тенге. Рассчитанная сумма отчислений на ОСМС за работников в 2019 году, будет меньше суммы при аналогичном доходе, рассчитанная в 2018 году. Таким образом, при применении в 2019 году действующих норм законодательства в части расчета СН, СО, ОПВ, ОППВ, ОСМС, рассчитанные суммы будут значительно меньше аналогичных за предыдущий период. Размер социальных выплат определяется исходя из среднемесячного дохода работника, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений. При наступлении случая социального риска, такое лицо будет получать меньшие социальные выплаты, что влечет социальную несправедливость. Меньший размер перечисляемой суммы обязательных пенсионных взносов также окажет негативное влияние на назначенную сумму пенсионных выплат при достижении таким лицом пенсионного возраста. Считаем применение действующих положений по расчету налогов, взносов и отчислений в 2019 году социально несправедливыми. Предлагаем внести изменения в НПА, связанные с исключением пп49) п1 ст341 НК РК (корректировки в размере 90%) из доходов, с которых не производится исчисление налогов (кроме ИПН), взносов и отчислений.
- Мурзинцева Ольга
- Шағын және орта кәсіпкерлік
- 26.11.2018
- 968
- Өтініш нөмірі 524337
Сұлтанғазиев М.Е. 04.12.2018, 06:16
Здравствуйте Уважаемый (ая) Мурзинцева Ольга Васильевна! Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее В соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, вопрос формирования государственной политики в сферах налоговой и бюджетной политики, в том числе по внесению изменений в налоговое законодательство Республики Казахстан, относится к компетенции Министерства национальной экономики Республики Казахстан (МНЭ). В связи с чем, относительно внесения изменений в Налоговый кодекс в части исчисления социального налога, необходимо обращаться в МНЭ. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2017 года № 81 «О некоторых вопросах Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» формирование государственной политики в области труда, занятости, миграции и социальной защиты населения, социального обеспечения, в том числе пенсионного обеспечения (ОПВ) и обязательного социального страхования (СО) относятся к компетенции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (МТСЗН). В связи с чем, относительно внесения изменений в НПА в части исчисления ОПВ и СО, необходимо обращаться в МТСЗН. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71 формирование и реализация государственной политики в области здравоохранения, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны общественного здоровья относится к компетенции Министерства здравоохранения Республики Казахстан (МЗ). В связи с чем, относительно внесения изменений в НПА в части исчисления и уплаты взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование, необходимо обращаться в МЗ.