- Блогтар
- А.Ж. Жұмағали
- Өтініш
А.Ж. Жұмағали
ҚР Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігінің Төрағасы (Сыбайлас жемқорлыққа қарсы қызмет)
Согласно п.11 ст.1 Закона РК "О противодействии коррупции", коррупционное правонарушение – имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность. В связи с чем, возникает вопрос, исключает ли данная норма привлечение к дисциплинарной ответственности работника за совершение коррупционного правонарушения при отсутствии состава уголовного либо административного правонарушения? Правомерно ли указать во внутренних нормативных документах квазигоскомпании следующее определение: "Коррупционное правонарушение - имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность, либо наказуемое в дисциплинарном порядке"?.
- Смагамбетов Даулет
- Ұлттық компаниялар
- 19.04.2021
- 255
- Өтініш нөмірі 680128
М.М Ахметжанов 30.04.2021, 02:35
«Уважаемый Даулет Серикович! Настоящим сообщаем, что общественные отношения в сфере противодействия коррупции и реализация антикоррупционной политики Республики Казахстан регулируются Законом «О противодействии коррупции» (далее – Закон). В соответствии с подпунктом 11) статьи 1 Закона коррупционное правонарушение – это имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность. В свою очередь, перечень коррупционных правонарушений установлен Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Уголовным кодексом (далее – УК). Так, административными коррупционными правонарушениями являются деяния, предусмотренные статьями 676 – 681 КоАП, а коррупционными преступлениями – деяния, предусмотренные статьями 189 (пунктом 2) части третьей), 190 (пунктом 2) части третьей), 218 (пунктом 1) части третьей), 234 (пунктом 1) части третьей), 249 (пунктом 2) части третьей), 361, 362 (пунктом 3) части четвертой), 364, 365, 366, 367, 368, 369, 370, 450, 451 (пунктом 2) части второй) и 452 УК. Соответственно, в случае отсутствия состава административного или уголовного коррупционного правонарушения, установленного КоАП и УК, совершенное лицом деяние не может считаться коррупционным правонарушением. Согласно статье 64 Закона «О правовых актах» правовой акт индивидуального применения не должен противоречить Конституции Республики Казахстан, законодательству и правовым актам вышестоящих государственных органов. В этой связи, понятие «коррупционное правонарушение» во внутренних документах квазигосударственных организаций должно соответствовать понятию «коррупционное правонарушение», предусмотренному Законом «О противодействии коррупции». Вместе с тем, в случае прекращения уголовного дела органом уголовного преследования или судом либо производства по делу об административном коррупционном правонарушении, действующее законодательство не запрещает привлекать работника квазигосударственной организации к дисциплинарной ответственности при наличии в деяниях данного лица признаков дисциплинарного проступка. Согласно Трудовому кодексу дисциплинарный проступок – противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, а также нарушение трудовой дисциплины (подпункт 76) пункт 1 статьи 1). При этом, дисциплинарное взыскание должно налагаться в сроки и порядке, предусмотренными Трудовым кодексом. Кроме того, обращаем внимание, что в примечании к статье 366 УК («Получение взятки») указано, что не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые лицом, указанным в части первой настоящей статьи (лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо, лицо, занимающим ответственную государственную должность, должностное лицо, должностное лицо иностранного государства или международной организации), имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала 2 МРП. Таким образом, Уголовным кодексом устанавливается возможность привлечения работника квазигосударственного сектора, приравненного к лицам, уполномоченным на выполнение госфункций, к дисциплинарной ответственности за получение неправомерно полученного подарка стоимостью до 2 МРП, при этом уточняется, что такое деяние не является преступлением. Следовательно, в данном случае дисциплинарное взыскание будет налагаться за деяние, не относящееся к коррупционным правонарушениям.».