- Блогтар
- Сапаров А.C.
- Өтініш
Сапаров А.C.
Қазақстан Республикасы Ауыл шаруашылығы министрі
О конноспортивной индустрии и племенном коневодстве Уважаемый Сапархан Кесикбаевич! По прогнозам участников игорной отрасли Казахстана, изменения в Закон Республики Казахстан «Об игорном бизнесе», внесенные в июле 2020 года и вступающие в силу с января 2021 года, приведут к исчезновению с казахстанского рынка такого вида деятельности, как тотализаторы. Дело в том, что с января 2021 года все казахстанские тотализаторы (кассы тотализаторов), во-первых, должны переехать в, так называемые, «резервации» – две игорные зоны, расположенные: на побережье Капшагайского водохранилища (Алматинская область) и в Щучинско-Боровской курортной зоне (Акмолинская область). А, во-вторых, тотализаторы (кассы тотализаторов) должны будут принимать ставки только на предстоящие реальные события в рамках конноспортивных соревнований (конных скачек, бегов) и/или собачьих бегов. Согласно общепринятой мировой практике, прием ставок на конноспортивные события проводятся, как правило, на ипподромах или в ходе прямых трансляций таких событий с ипподромов или иных конноспортивных мероприятий. А в Казахстане конноспортивные состязания зачастую приурочены к различным, в том числе государственным, праздникам, а также локальным событиям и/или торжествам местных конезаводчиков и любителей племенного коневодства (юбилеи, годовщины и т.п.). Локация этих конноспортивных событий может быть самой различной. Соответственно, ни о какой налаженной коммерческой трансляции этих событий (хотя бы с ипподромов) нет и речи, хотя ставки/пари и призовые фонды на таких, почти стихийных, мероприятиях порою достигают внушительных сумм. Ведь, согласно последним изменениям в Закон Республики Казахстан «Об игорном бизнесе», организатору тотализатора запрещается вне касс тотализаторов предоставлять участникам пари технические средства, включая услуги связи, для доступа к электронным кассам тотализатора или информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах. Если, к примеру, в западных областях Казахстана зрители на ипподромах захотят заключить пари (сделать ставки) на исход конноспортивных событий, которые они воочию наблюдают, то, как им следует поступить? Ведь тотализаторы (кассы тотализаторов) расположены только в, так называемых, «резервациях» – за сотни и тысячи километров от них, а этим тотализаторам (кассам тотализаторов) запрещено предоставлять зрителям ипподромов доступ к электронным кассам тотализаторов, к информации о принятых ставках, о выигрышах. А в вышеуказанных игорных зонах («резервациях»), насколько мне известно, ипподромы отсутствуют, так как их строительство велось только областных центрах страны. Также в Казахстане отсутствуют налаженные механизмы стабильной/регулярной телевизионной трансляции конноспортивных событий со всех ипподромов/манежей страны, не говоря уже об ипподромах всего среднеазиатского региона, издревле славящегося племенным коневодством. В таких условиях становится непонятным, каким образом казахстанское общество сможет стимулировать конноспортивную отрасль, а через него и племенное коневодство в стране. Ведь на ипподромах, повторяю, запрещено размещать тотализаторы (кассы тотализаторов), а также запрещено предоставлять зрителям ипподромов доступ к электронным кассам тотализаторов, к информации о принятых ставках, о выигрышах. По моему мнению, уполномоченному госоргану следовало бы подумать над тем, как сформировать в Казахстане условия для развития конноспортивной индустрии, которая бы функционировала не за счет государственного бюджета (из карманов налогоплательщиков), а за счет отчислений тотализаторов и частных спонсоров. А для этого необходимо, чтобы тотализаторы (кассы тотализаторов) располагались непосредственно на ипподромах. А ещё лучше было бы – если бы была выстроена система, связывающая воедино: племенное коневодство – ипподромы – конноспортивные события – стабильную систему теле(видео)трансляций – тотализаторы – фанатов конного спорта – арбитров/регуляторов в лице СРО (саморегулируемых организаций) и уполномоченного госоргана. Если деятельность тотализаторов (касс тотализаторов) интегрировать в такую структуру, то есть надежда, что игроманы, которые в настоящее время являются завсегдатаями подпольных казино и игровых автоматов, могут втянуться в сферу конноспортивной индустрии и постепенно излечиться от игровой зависимости, увлекшись лошадьми. А если такой формат коммерциализации конноспортивной сферы покажет свою жизнеспособность и эффективность, то Казахстан вообще мог бы взять на себя роль центра развития конноспортивной индустрии в среднеазиатском регионе, учредив регулярные международные конноспортивные состязания на базе отечественных ипподромов/манежей. Ведь и в соседних среднеазиатских республиках есть частные «конноплеменные» хозяйства, имеющие в своём активе элитных породистых скакунов. При этом необязательно затрачивать на данную отрасль бюджетные деньги. Главное – разработать ясную, удобную законодательную базу. Тогда представители казахстанского сообщества конезаводчиков и тотализаторов сами могло бы выступить организаторами и спонсорами подобных конноспортивных событий, на принципах самоокупаемости. Уже многие годы Правительство Казахстана финансирует из госбюджета развитие племенного коневодства – бюджетные субсидии выделяются практически на каждую единицу поголовья племенных лошадей. Кроме того, казахстанским законодательством, для желающих заниматься племенным коневодством, предусмотрены инвестиционные преференции (налоговые и таможенные льготы, государственные субсидии и гранты в виде земельных угодий, недвижимости, техники и т.п.). В Указе Президента Казахстана от 11 января 2016 года № 168 «Об утверждении Концепции развития физической культуры и спорта до 2025 года» отмечено, что в республике создаются условия для проведения на высоком организационном уровне национальных конноспортивных соревнований, во всех областях и городах Нур-Султане и Алматы построены стандартные ипподромы. Однако, несмотря на все эти государственные меры поддержки, о «прорыве» отечественной конноспортивной отрасли пока говорить не приходится. Только благодаря давлению общественности на органы государственной власти, в 2015 году удалось спасти от сноса уникальный Алматинский ипподром, которому 20 марта 2020 года исполнилось 90 лет! Позже Алматинский ипподром был внесен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения города Алматы. В настоящий момент общественность пытается защитить от сноса уже Шымкентский ипподром. И то, что казахстанская общественность активно защищает от сноса конноспортивную инфраструктуру – хороший признак. Это свидетельствует о том, что казахский народ всё ещё неравнодушен к конному спорту. В нашей крови, в генах ещё живет любовь наших предков к этим грациозным животным. О былой славе и уровне казахстанской конноспортивной школы напоминает бронзовая статуя в натуральную величину скакуна Абсента – олимпийского чемпиона 1960 года (г.Рим), установленная в 1976 году на Луговском конезаводе. Этот монумент включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения Жамбылской области. Что касается доводов, о том, что перенос тотализаторов (касс тотализаторов) на ипподромы, якобы, может способствовать развитию лудомании, то в Казахстане пока нет ни одного доказанного факта того, что заключение пари на исход реальных конноспортивных соревнований (конных скачек, бегов) привело бы к игровой зависимости. Как показывает практика, игромания процветает благодаря подпольным казино и игровым автоматам, получившим широкое распространение по причине отсутствия в Казахстане законодательных механизмов государственного контроля над импортом и оборотом в стране игорного оборудования. Из-за этого правоохранительные органы ежегодно выявляют сотни нелегальных игорных заведений во всех уголках страны. По оценкам специалистов букмекерской отрасли, развитию лудомании способствуют не пари на спортивные события, а азартные игры – казино и игровые автоматы, которые, слава богу, разрешены только в двух игорных зонах. Уважаемый Сапархан Кесикбаевич! С учетом вышеизложенного, прошу рассмотреть вопрос о разработке и внедрении в Казахстане совместно с уполномоченным органом законодательного и организационного механизма, связывающего в единую систему: «племенное коневодство – ипподромы – конноспортивные события – теле(видео)трансляции – тотализаторы – регулятор». С уважением, Бахтияр КОЙБАКОВ
- Койбаков Бахтияр
- Ауыл шаруашылығы
- 04.11.2020
- 261
- Өтініш нөмірі 650624
Омаров С. К. 05.11.2020, 05:25
Здравствуйте! Благодарим Вас за обращение. Ваше обращение перенаправлено для рассмотрения по компетенции в Министерство культуры и спорта РК.