- Блогтар
- Есқараев А.Н.
Есқараев А.Н.
ҚР Әдiлет министрi
Балуанова Гульпаш
- Мусин К.С.
- 14.02.2022
- · Өтініш қабылданды·
- · Ерікті тақырыбы ·
- 362
- № 726855
Добрый день, господин министр, Просим Вас дать разъяснение: Мы сделали судебно-компьютерную экспертизу, на предмет соответствие/не соответствие в РГКП «Центр судебных экспертиз» при МЮ РК, согласно выигранному лоту по тендеру. Где, согласно заключению, товар или объект исследование соответствует выигранному тендеру. Но, наш заказчик не согласился с экспертизой. Для «оценки», проделанной судебно-компьютерной экспертизы (согласие или опровержение) достаточно ли судебная экспертиза на бумажном носителе или нужен сам объект исследование (сам живой образец) ?? ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемая Гульпаш! Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Касательно оценки заключения экспертизы сообщаем, что в соответствии со статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, статьей 16 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, статьей 784 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения дела. Судья, прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном и объективном рассмотрении доказательств в их совокупности, руководствуясь законом и совестью. Соответственно, правовую оценку заключению эксперта дает орган (лицо), назначивший экспертизу. Одновременно сообщаем, что Вы можете получить бесплатную консультативную услугу по правовым вопросам, позвонив со стационарных телефонов в Саll-центр по номерам 119 (по всему Казахстану) и 58-00-58 (для городов Нур-Султана и Алматы) или с мобильных телефонов на номер 8 (7172) 58-00-58 (по тарифу оператора сети).
Мусин К.С. 28.02.2022, 06:04Мендеева Диляра
- Мусин К.С.
- 11.02.2022
- · Өтініш қабылданды·
- · Ерікті тақырыбы ·
- 328
- № 726558
Здравствуйте! Прошу дать разъяснение по поводу следующего вопроса. Имеет ли право нотариус совершать нотариальные действия физическим лицам, которые предъявляют документы удостоверяющие личность в электронном виде посредством EGOV mobile? ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемая Диляра! Согласно пункту 2 статьи 43 Закона РК «О нотариате» (далее – Закон) установление личности должно производиться на основании документов, удостоверяющих личность обратившегося за совершением нотариального действия. В силу пункта 6 статьи 34 Закона РК «Об информатизации» электронные документы формируются в сервисе цифровых документов на основе сведений информационных систем государственных органов и иных информационных систем. Таким образом, предъявление физическими лицами электронного удостоверения личности при совершении нотариальных действий не противоречит действующему законодательству. Одновременно сообщаем, что для законодательного закрепления данного вопроса инициированы соответствующие поправки в Закон, которые находятся на рассмотрении Мажилиса Парламента РК.
Мусин К.С. 02.03.2022, 01:23Шытырымбек Нұрсұлтан
- Бекетаев М.Б.
- 09.08.2021
- · Өтініш қабылданды·
- · Мемлекеттік органдардың жұмысы туралы(мемлекеттік қызмет көрсету) ·
- 302
- № 699583
В соответствии с частью 4 статьи 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. Административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу. При этом административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет благоприятный административный акт, совершит административное действие, полностью удовлетворяющие требования, указанные в жалобе. Таким образом, статьей 91 Кодекса установлен строгий порядок обжалования административных актов (действий) через сам административный орган. Кроме того, у административного органа имеется возможность самостоятельно восстановить права автора жалобы, а у подателя жалобы оперативно (в течение трех рабочих дней) решить свой вопрос, если административный орган удовлетворит жалобу. Вместе с тем, граждане не соблюдая порядок предусмотренный статьей 91 Кодекса, по сложившейся ранее практике напрямую подает жалобу в вышестоящий либо контрольно-надзорный орган. Если вышестоящий (контрольно-надзорный орган) напрямую приступает к рассмотрению жалобы, лишает административный орган по самостоятельному устранению нарушений (без негативных для себя последствий, не направляя жалобу в орган, рассматривающий жалобу), а заявителя оперативного решения вопроса (на рассмотрение жалобы вышестоящим либо контрольным органом, как правило уходит от 10 до 15 рабочих дней). В связи с чем, возникает вопрос: если жалоба поступает в орган рассматривающий жалобу (вышестоящий и (или) контрольный), минуя порядок предусмотренный статьей 91 Кодекса (не через административный орган), должен ли орган рассматривающий жалобу направить её в административный орган для соблюдения его прав (не направлять жалобу в случае принятия благоприятного акта)? Ведь, если жалобу будут сразу рассматриваться контрольными (вышестоящими) органами, минуя самих административных органов, теряется смысл основных принципов Кодекса. Заранее благодарю за ответ. ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемый Нұрсұлтан! Рассмотрев Ваше обращение, касательно разъяснения некоторых положений Административного процедурно-процессуального кодекса РК (далее - Кодекс), сообщаем следующее. Касательно вопроса о том, должен ли орган рассматривающий жалобу(вышестоящий и (или) контрольный) направить её в нижестоящий административный орган, в случае, когда жалоба поступает в орган, минуя порядок, предусмотренный статьей 91 Кодекса Глава 13 Кодекса детально регламентирует процедуру рассмотрения жалоб, устанавливая дополнительные требования для административных органов, помимо общих требований административной процедуры (заслушивание всех заинтересованных лиц, исследованием всех обстоятельств дела, разъяснение обоснований в ответе в случае неудовлетворения жалобы). В данном контексте введение обязательности процедуры обжалования в вышестоящем органе перед обращением в суд является действенной мерой по улучшению ведомственного контроля. Вместе с тем, в соответствии с частью четвертой статьи 91 Кодекса, жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. Административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие)обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу. При этом административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие)обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет благоприятный административный акт, совершит административное действие, полностью удовлетворяющие требования, указанные в жалобе. Таким образом, законодатель предусмотрел возможность, когда оспариваемые в досудебном порядке решения могут быть проверены не только на предмет законности, но и на предмет целесообразности, что предоставит наибольшую правовую защиту гражданам. Кроме того, согласно положениям части второй статьи 65 Кодекса одно или несколько ходатайств, требований, содержащихся в обращении, поступившем административному органу, должностному лицу, в полномочие которых не входит их рассмотрение, в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления перенаправляются уполномоченному административному органу, должностному лицу с одновременным уведомлением (извещением) участника административной процедуры. С учетом изложенного, полагаем, что в случае, когда заявитель обратился с жалобой в административный органминуя порядок, предусмотренный частью четвертой статьи 91 Кодекса, административный орган должен перенаправить ее в тот орган, тому должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона «О правовых актах» данное разъяснение не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер.
Бекетаев М.Б. 12.08.2021, 06:02Ахметов Адильбек
- Бекетаев М.Б.
- 26.07.2021
- · Өтініш қабылданды·
- · Шағын және орта кәсіпкерлік ·
- 364
- № 697286
У меня на руках имеется Исполнительная нотариальная надпись, выписанная нотариусом Российской Федерации, о взыскании задолженности с гражданина Российской Федерации и заложенного имущества данного должника, которое находится на территории Республики Казахстан. 1. Имеют ли право частные судебные исполнители Республики Казахстан исполнить данную нотариальную надпись, выданную в Российской Федерации? 2. Есть ли необходимость обращаться в суды Республики Казахстан для получения Исполнительного листа по Исполнительной нотариальной надписи, выданной в Российской Федерации? В Законе РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных актов» нет запрещающих норм на предъявление и исполнение нотариальной надписи, выданной нотариусами Российской Федерации. ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемый Адильбек! Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Выданная исполнительская надпись нотариусом Российской Федерации на территории Республики Казахстан не имеет юридической силы. В связи с чем, частный судебный исполнитель не может принять к исполнению данную исполнительскую надпись. Согласно статье 6 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (далее - Конвенция) Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороной, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов. Согласно пункту 1 статье 51 Конвенции перечисляются решения, которые признаются и исполняются на территории Договаривающихся Сторон: а) решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств (далее - решений); б) решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. В этой связи, рекомендуем Вам обратиться в суд для признания исполнительской надписи на территории Республики Казахстан. В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона «О правовых актах» данное разъяснение не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер.
Бекетаев М.Б. 20.08.2021, 04:35Иншакова Алиса
- Бекетаев М.Б.
- 21.07.2021
- · Өтініш қабылданды·
- · Ерікті тақырыбы ·
- 326
- № 696595
Уважаемый Марат Бакытжанович, 1. Просим Вас разъяснить применение положений ст. 52 Закона Республики Казахстан «Об арбитраже» (далее - «Закон об арбитраже»), и, в частности, следующих оснований для отмены арбитражного решения (далее - «Арбитражное решение»), предусмотренных в ст. 52 Закона об арбитраже: 1. Состав арбитража не соответствовал соглашению сторон и Закону об арбитраже; 2. Арбитражная процедура разбирательства не соответствовала соглашению сторон и Закону об арбитраже; 3. Арбитражное решение противоречит публичному порядку Республики Казахстан. Касательно несоответствия Состава арбитража соглашению сторон и Закону об арбитраже 2. В ходатайстве об отводе, заявленном в ходе арбитражного разбирательства, которое касалось спора о строительстве объекта на территории Алматинской области (далее - «Завод») одна из сторон указала о наличии обстоятельств, вызывающих сомнения в беспристрастности и объективности назначенного арбитра от истца, а также Председателя состава арбитража (далее - «Арбитры»). 3. Так, в соответствии с положениями п. 1 ст. 13 Закона об арбитраже установлено, что: «Арбитром избирается (назначается) физическое лицо, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон». 4. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 17 установлено, что: «Основаниями для отвода арбитра являются также следующие обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности и (или) компетентности, если: 3) арбитр выступал в качестве эксперта или иным образом заранее определил свою позицию в споре или содействовал стороне спора в подготовке или изложении ее позиции». 5. Вместе с тем, данные Арбитры на дату формирования Состава арбитража участвовали в рассмотрении иного дела о взыскании неустойки за неисполнение обязательств по строительству того же Завода. 6. Как первое, так и второе дело предполагали изучение вопросов и оценку одних и тех же обстоятельств, связанных со строительством одного и того же объекта - Завода. В частности, в рамках данных двух дел сторонами заявлялись аргументы о недостатках проектно-сметной документации по строительству Завода, а также оспаривалась стоимость строительства Завода. 7. Таким образом, Арбитры при рассмотрении первого арбитражного дела давали оценку тем же фактам и обстоятельствам, что и при рассмотрения второго дела, по которому им был заявлен отвод. 8. При этом, в рамках разбирательства как по первому, так и по второму делу Арбитры составляли большинство из назначенного состава арбитража и могли вынести решения без учета мнения третьего арбитра или повлиять на это мнение. 9. В соответствии с п. 3.1 5 Руководящих принципов относительно конфликта интересов в международном арбитраже, принятых Международной ассоциацией юристов в 2014 году, тот факт, что: «Арбитр является в настоящее время или являлся в течение последних трех лет арбитром в другом арбитраже по связанному с данным спором делу с участием одной из сторон или аффилированного лица одной из сторон» также является обстоятельством, которое может вызвать сомнения в беспристрастности и объективности арбитров. 10. Соответственно, такой состав арбитража не соответствовал Закону об арбитраже. 11. Кроме того, в ходе арбитражного разбирательства стороной был заявлен отвод одному арбитру по иным основаниям. 12. Согласно п. 7 ст. 17 Закона об арбитраже: «Если арбитр, которому заявлен отвод, отказывает в его удовлетворении или одна из сторон не согласна с отводом арбитра, то вопрос об отводе разрешается арбитрами, входящими в состав арбитража, в течение десяти календарных дней с момента получения письменного мотивированного заявления стороны» 13. Вместе с тем, такой отвод одному из арбитров, входящему в Состав арбитража, был рассмотрен не иными арбитрами, входящими в состав арбитража, а руководителем соответствующего арбитражного института при отсутствии соответствующих полномочий, установленных регламентом данного арбитражного института (далее - «Арбитраж»). 14. Кроме того, руководитель Арбитража (который был одним из арбитров по делу). в нарушение положений регламента и Закона об арбитраже, допустил незаконное вмешательство в деятельность состава арбитража и единолично приостановил полномочия состава арбитража. 15. Помимо нарушений регламента и Закона об арбитраже, данные действия руководителя Арбитража являются нарушением основного принципа беспристрастного разбирательства, а именно nemo judex in propria causa - «никто не может быть судьей в своем собственном деле». 16. В связи с вышеизложенным, просим Вас подтвердить, что такие нарушения являются основанием для отмены арбитражного решения по основаниям, предусмотренным пп. 4 п. 1 ст. 52 Закона об арбитраже, а именно несоответствия Состава арбитража соглашению сторон и Закону об арбитраже. Касательно несоответствия арбитражной процедуры разбирательства соглашению сторон и Закону об арбитраже 17. В отношении второго основания для отмены арбитражного решения, также просим Вас подтвердить, что нижеследующие обстоятельства могут рассматриваться в качестве такого основания. 18. Так, в соответствии с регламентом Арбитража и Законом об арбитраже (п. 4 ст. 23) только сторона арбитражного разбирательства имеет право дополнять или изменять заявленные исковые требования. 19. Данные положения также соответствуют принципам состязательности и равноправия сторон, закрепленным в п. 4 ст. 5 Закона об арбитраже, означающих, что стороны в арбитражном разбирательстве избирают свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от кого-либо, а также пользуются равными правами и несут равные обязанности. 20. Вместе с тем, Состав арбитража допустил нарушения вышеуказанных норм. 21. Так, в исковом заявлении истец просил взыскать с Ответчика сумму убытков (реального ущерба). При этом ни истец ни ответчик не заявляли каких-либо требований в части установления или пересмотра твердой цены договора строительного подряда, из которого возник спор. 22. Вместе с тем, Состав арбитража самостоятельно, без заявления каких-либо требований от сторон, без предоставления им возможности представить свои пояснения по данному делу, принял решение в отношении цены договора подряда. 23. Отмечаем, что такой вывод Состава арбитража не только выходит за рамки заявленных исковых требований, но и противоречит волеизъявлению самих Сторон, что нарушает основной принцип гражданских правоотношений - принцип свободы договора. 24. Отдельно отмечаем, что после вынесения решения как истец, так и ответчик не согласились с определением цены договора подряда. 25. Вместе с тем, Состав арбитража в нарушение принципов состязательности и свободы договора вышел за пределы заявленных исковых требований и самостоятельно и произвольно установил увеличение цены договора подряда. 26. Во-вторых, несмотря на то, что ни одной из сторон не заявлялось требование об определении цены договора подряда, и цена договора подряда подлежит определению исключительно на основании соглашения сторон, Состав арбитража в нарушение принципов состязательности и свободы договора, вынес решение об установлении цены договора подряда. 27. Таким образом, при рассмотрении данного спора Состав арбитража вышел за пределы заявленных исковых требований и вынес решение по вопросу, в отношении которого стороны не заявляли своих требований. 28. Такое нарушение противоречит позиции, поддержанной в монографиях по вопросам арбитражного разбирательства. 29. Так, в частности, в монографии «Защита гражданских прав», рассматривая вопрос о том, «вправе ли арбитраж (третейский суд) выйти за пределы исковых требований?», авторы пришли к выводу, согласно которому «по общему правилу, арбитраж (третейский суд) при принятии решения не вправе выходить за пределы заявленных истцом исковых требований.» 30. Далее, рассматривая в качестве примера одно из дел из практики КМА, когда третейский суд с согласия истца вышел за пределы заявленных им исковых требований в целях защиты нарушенных гражданских прав истца, авторы пришли к следующему выводу: «…выход третейского суда за пределы исковых требований даже с согласия истца противоречит сущности принципа состязательности, гласящего, что стороны избирают свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от третейского суда (арбитража). Здесь, следует согласиться с О.Ю. Скворцовым, что состязательность в третейском судопроизводстве реализуется в гораздо более «чистых» формах, без влияния «следственного» начала, которое в какой-то степени характерно для гражданского процесса.» 31. При таких обстоятельствах, Состав арбитража вышел за пределы иска, поскольку основание и предмет иска истец определяет самостоятельно, что является грубейшим нарушением процедуры арбитражного разбирательства, установленной в регламенте Арбитража и Законе об арбитраже. 32. В связи с вышеизложенным, просим Вас подтвердить, что вышеуказанные нарушения являются основанием для отмены Арбитражного решения в соответствии в пп. 4 п. 1 ст. 52 Закона об арбитраже, в связи с несоответствием арбитражной процедуры разбирательства соглашению сторон и Закону об арбитраже. Касательно противоречия публичному порядку Республики Казахстан 33. В соответствии со ст. 2 Закона об арбитраже под публичным порядком Республики Казахстан понимаются основы правопорядка, закрепленные в законодательных актах Республики Казахстан. 34. Более подробно, данное понятие было сформулировано в судебной практике и правовой доктрине. 35. В частности, в вышеупомянутой монографии Сулейменова М.К. и Дуйсеновой А.Е., авторы утверждают, что «Оговорка о публичном порядке может быть применена, когда оставление в силе или принудительное исполнение арбитражного решения противоречило бы основам правопорядка РК, правовым принципам, породило бы последствия, недопустимые с точки зрения нашего правосознания.» 36. В Постановлении Кассационной коллегии Верховного суда Республики Казахстан от 15 января 2019 года указано, что: «арбитражное решение может признано нарушающим публичный порядок Республики Казахстан лишь в том случае, если в результате его исполнения будут совершены действия, либо прямо запрещенные законом, либо наносящие ущерб суверенитету или безопасности государству, затрагивающие интересы больших социальных групп». 37. В данном случае, с учетом указанных выше нарушений фундаментальных принципов арбитражного процесса и гражданского права со стороны Состава арбитража, можно сделать однозначный вывод о том, то Арбитражное решение противоречит публичному порядку и его исполнение породило бы последствия, недопустимые с точки зрения закона. 38. Так, как мы указали выше, при вынесении Арбитражного решения, в нарушение принципов состязательности и свободы договора, Состав арбитража самостоятельно и произвольно определил для Сторон цену договора подряда, которая прямо противоречит волеизъявлению сторон. 39. Таким образом, исполнение такого арбитражного решения приведет к дальнейшему нарушению принципа свободы договора, который является основополагающим принципом гражданских правоотношений и фактически к легализации допущенных Составом арбитража нарушений иных фундаментальных принципов арбитражного процесса, что породит последствия недопустимые с точки зрения нашего правосознания. 40. В связи с вышеизложенным просим Вас подтвердить, что вышеуказанные нарушения подтверждают противоречие арбитражного решения публичному порядку Республики Казахстан и, в силу п. 2 ст. 52 Закона об арбитраже, являются основанием для его отмены. Иншакова А.А. ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемая Алиса! Рассмотрев в пределах своей компетенции Ваше обращение касательно применения норм Закона «Об арбитраже» (далее – Закон), сообщаем следующее. Касательно применения положений статьи 52 Закона Статьей 52 Закона регламентированы основания отмены арбитражного решения. В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ходатайство об отмене арбитражного решения подается в суд в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан. Пункт 2 статьи 52 Закона устанавливает, что арбитражное решение отменяется судом в случае определения, что: 1) арбитражное решение противоречит публичному порядку Республики Казахстан; 2) спор, по которому вынесено арбитражное решение, не может являться предметом арбитражного разбирательства по законодательству Республики Казахстан. Следует отметить, что для отмены арбитражного решения судом сторона, заявляющая ходатайство об отмене, должна представить доказательства, предусмотренные пунктом 1 статьи 52 Закона. Касательно отвода арбитра Согласно пункту 2 статьи 21 Закона арбитраж для разрешения конкретного спора осуществляет арбитражное разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами. При этом порядок и основания отвода арбитра предусмотрены статьей 17 Закона, так в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона в случае несоответствия арбитра требованиям статьи 13 Закона стороны могут заявить об отводе арбитра. Пункт 2 статьи 17 Закона также устанавливает перечень оснований для отвода арбитра, который предусматривает обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности и (или) компетентности. Из указанных положений Закона следует, что иные основания для отвода арбитра также могут быть дополнительно определены сторонами. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 17 в постоянно действующем арбитраже процедура отвода арбитра может быть определена его регламентом. Пункт 7 статьи 17 Закона предусматривает процедуру отвода арбитра, если данная процедура не определена регламентом либо при отсутствии соглашения сторон по данному вопросу. Кроме того согласно пункту 1 статьи 18 Закона полномочия арбитра могут быть прекращены по соглашению сторон по основаниям, предусмотренным в статье 17 Закона. В случае разногласий относительно какого-либо из оснований любая сторона может обратиться к руководителю постоянно действующего арбитража с ходатайством о принятии решения относительно прекращения полномочий арбитра. В связи с чем руководитель постоянно действующего арбитража может принять решение о прекращении полномочий арбитра. Также отмечаем, что согласно пункту 2-1 статьи 21 Закона правила арбитражного разбирательства, не определенные регламентом постоянно действующего арбитража, а также положениями Закона и не согласованные сторонами, определяются арбитражем. В целом следует отметить, что указанные положения Закона корреспондируются с положениями международных актов, таких как Типовой закон ЮНСИТРАЛ 1985 года «О международном торговом арбитраже» (носит рекомендательный характер, принят Комиссией ООН по праву международной торговли от 21 июня 1985 года) и Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 года (РК присоединена Указом Президента от 4 октября 1995 года № 2484). Что касается применения отдельных общепризнанных международных документов в арбитражном разбирательстве, отмечаем, что в силу положений статьи 21 Закона данный вопрос также может быть урегулирован соглашением сторон. Касательно изменения и дополнения исковых требований Подпункт 4) статьи 5 Закона предусматривает, что арбитражное разбирательство осуществляется с соблюдением принципа состязательности и равноправия сторон, означающих, что стороны в арбитражном разбирательстве избирают свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от кого-либо, а также пользуются равными правами и несут равные обязанности. Согласно пункту 1 статьи 23 Закона истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в арбитраж. Копия искового заявления передается ответчику. В пункте 2 статьи 23 Закона указан перечень условий, которые должны содержаться в исковом заявлении. Кроме того, пунктом 4 статьи 23 Закона установлено, что в ходе арбитражного разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования. Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона сторона вправе заявить о превышении арбитражем его полномочий, если в ходе арбитражного разбирательства предметом арбитражного разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено арбитражным соглашением либо который не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с нормами применяемого в данном разбирательстве права или правилами арбитражного разбирательства. Вместе с тем сообщаем, что данное разъяснение согласно пункту 4 статьи 60 Закона «О правовых актах» не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер.
Бекетаев М.Б. 27.07.2021, 04:23Абенов Галим
- Бекетаев М.Б.
- 21.07.2021
- · Өтініш қабылданды·
- · Шағын және орта кәсіпкерлік ·
- 410
- № 696539
Добрый день! Законом "О миграции населения" запрещено создание юридического лица иностранцем, не получившим визы бизнес-иммигранта. Имеет ли право гражданин России (и других стран ЕАЭС), постоянно проживающий на территории Республики Казахстан с видом на жительство, создавать юридическое лицо без получения визы С5. Есть ли какие-либо ограничения и запреты (в ГК РК, законах о ТОО и государственной регистрации юридических лиц) для учреждения и регистрации юридического лицо указанным иностранцем? ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемый Галим! Благодарим Вас за обращение и сообщаем, что к большому сожалению данный вопрос не относится к компетенции Министерства юстиции Республики Казахстан. В соответствии с подпунктом 21) пункта 1 статьи 6 Закона «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 23 апреля 2014 года № 199-V, органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны принимать меры по пресечению незаконной иммиграции, учету иностранцев и лиц без гражданства, контролировать соблюдение ими установленных правил въезда, выезда, пребывания в Республике Казахстан и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан. Вместе с тем, согласно пункту 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 39 «О создании некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – общество), основным предметом деятельности общества определить осуществление государственной регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, и учетной регистрации их филиалов и представительств. В связи с этим, для разрешения Вашего вопроса рекомендуем обратиться в Министерство внутренних дел Республики Казахстан и Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Дополнительно сообщаем, что по всем правовым вопросам Вы можете позвонить в Правовую информационную службу МЮ РК и получить бесплатную правовую консультацию по телефону 119 – бесплатно с городов и сельских округов Казахстана, за исключением сотовых операторов связи, а также по телефону 87172 58-00-58 - звонок является бесплатным с гг. Нур-Султан, Алматы, либо на ИПС «Әділет» (www.adilet.zan.kz) посредством рубрики «Виртуальный консультант» и на официальном сайте Министерства юстиции (www.adilet.gov.kz) посредством раздела «Общественная приемная». Если Вам потребуется какая-нибудь информация, мы будем рады предоставить ее по Вашей просьбе.
Бекетаев М.Б. 27.07.2021, 04:57Турлина Анара
- Бекетаев М.Б.
- 15.07.2021
- · Өтініш қабылданды·
- · Ерікті тақырыбы ·
- 310
- № 695793
С 01.07.2021 года утратил силу Закон Республики Казахстан "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц", в требованиях нововведенного Административно процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, не установлены сроки и порядок рассмотрения обращения физических и юридических лиц (не государственных органов, не должностных лиц и не юр.лиц со 100% участием государства). Прошу Вас, предоставить информацию, относительно того: 1. В какие сроки необходимо предоставлять ответ на обращения физических и юридических лиц, если обращение направлено не в государственный орган, не должностному лицу и не юр.лицу со 100% участием государства, т.е. при правоотношениях физических и простых юридических лиц. 2. Какими правовыми актами, регулируются теперь правоотношения, в части рассмотрения обращения физических и юридических лиц (не государственных органов, не должностных лиц и не юр.лиц со 100% участием государства). ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемая Анара! Рассмотрев Ваше обращение, касательно разъяснения некоторых положений Административного процедурно-процессуального кодекса РК (далее - Кодекс), сообщаем следующее. Касательно вопроса о том, в какие сроки необходимо предоставлять ответ на обращения физических и юридических лиц, если обращение направлено не в государственный орган, не должностному лицу и не юридическому лицу со 100% участием государства Предметом регулирования Кодекса является деятельность органов власти, связанная с принятием, отменой, изменением или исполнением юридически властного решения, направленного на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц (административного акта), совершение иных юридически значимых действий, деятельность по рассмотрению жалоб в досудебном производстве, а также по разрешению публично-правовых споров в суде. В Кодексе дано определение термина «административная процедура», которое подразумевает деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в порядке упрощенной административной процедуры. В свою очередь, административным органом является государственный орган, орган местного самоуправления, государственное юридическое лицо, а также иная организация, которые в соответствии с законами Республики Казахстан наделены полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия). Исходя из изложенного, Ваш вопрос следует рассматривать в контексте наличия полномочий у субъекта, рассматривающего обращение, принимать административный акт, несущий правовые последствия. Таким образом, если у субъекта имеются вышеуказанные полномочия, то сроки административной процедуры будут исчисляться в соответствии с положениями статьи 76 Кодекса. Вместе с тем отмечаем, что утративший силу Закон «Об административных процедурах» распространял свое действие только на деятельность государственных органов и должностных лиц, а также определял лишь порядок рассмотрения обращений в отношении решений государственных органов. Касательно вопроса о том, какими правовыми актами, регулируются теперь правоотношения, в части рассмотрения обращений физических и юридических лиц (не государственных органов, не должностных лиц и не юридических лиц со 100% участием государства) Кодекс устанавливает отдельный порядок рассмотрения заявлений и жалоб, а также субъектов, рассматривающих их. Как уже было отмечено ранее, под административным органом понимается государственный орган, орган местного самоуправления, государственное юридическое лицо, а также иная организация, которые в соответствии с законами Республики Казахстан наделены полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия) (подпункт 7) статьи 4 Кодекса). Таким образом, обязанность давать ответы на заявления и жалобы должна содержаться в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность государственных органов, а также организаций и физических лиц, на которых возложены властные функции (к примеру, НПП «Атамекен», Республиканская коллегия адвокатов, частные судебные исполнители и т.д.). В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона «О правовых актах» данное разъяснение не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер.
Бекетаев М.Б. 22.07.2021, 03:00Данабеков Акан
- Бекетаев М.Б.
- 13.07.2021
- · Өтініш қабылданды·
- · Шағын және орта кәсіпкерлік ·
- 279
- № 695349
Добрый день. Прошу Вас ответить на следующий вопрос. Гражданским кодексом предусмотрены случаи государственной перерегистрации юридических лиц. Административным кодексом предусмотрен штраф или предупреждение за осуществление деятельности без государственной перерегистрации юридического лица, орган уполномоченный рассматривать и налагать адм взыскание, является органы осуществляющие государственную регистрацию юр лиц (ст.466, 695 АдмК РК). В ст.18 Закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» установлено - За непредставление в месячный срок сведений об изменениях данных юридического лица, влекущих его государственную перерегистрацию в установленном законом порядке, наступает ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Вопрос с какого момента следует исчислять срок подачи документов на перерегистрацию во избежании адм нарушения, с момента совершения нотариальной сделки купли-продажи 100%доли в уставном капитале, дарения или со дня вынесения решения уполномоченного органа юридического лица о внесении изменений и дополнений в учредительные документа юр лица. ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемый Акан! Пунктом 6 статьи 42 Гражданского кодекса (далее-Кодекс) установлено, что юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях уменьшения размера уставного капитала, изменения наименования, а также изменения состава участников в хозяйственных товариществах (за исключением хозяйственных товариществ, в которых ведение реестра участников хозяйственного товарищества осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг). Изменения, внесенные в учредительные документы по указанным основаниям без перерегистрации юридического лица, являются недействительными. В свою очередь отмечаем, что изменение размера его уставного капитала, фирменного наименования, изменения состава участников относится исключительной компетенции общего собрания участников товарищества с ограниченной ответственностью в соответствии со статьей 43 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Порядок перерегистрации юридического лица установлен Законом «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (далее – Закон) и Правилами оказания государственных услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, утвержденными приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 29 мая 2020 года № 66. Согласно статье 14 Закона для государственной перерегистрации юридического лица в регистрирующий орган представляется решение либо выписка из решения уполномоченного органа юридического лица о государственной (учетной) перерегистрации, скрепленные печатью юридического лица, за исключением подачи электронного заявления. В случае, если юридическое лицо является субъектом частного предпринимательства, скрепление документов печатью не требуется Статьей 18 Закона установлено, что за непредставление в месячный срок сведений об изменениях данных юридического лица, влекущих его государственную перерегистрацию в установленном законом порядке, наступает ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Исходя из вышеизложенного, с момента принятия решения о перерегистрации уполномоченного органа юридического лица, юридическому лицу в месячный срок необходимо представить перечень документов предусмотренных статьей 14 Закона. Административная ответственность устанавливается в соответствии со статьей 466 Кодекса Об административных правонарушениях. Согласно пункту 9 Инструкции по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан», утвержденной Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 398 основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является заявление филиала (представительства) на учетную перерегистрацию. В соответствии со статьей 60 Закона «О правовых актах» данное разъяснение не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер. Несогласие с настоящим ответом может быть обжаловано в соответствии со статьей 91 Административного процедурно-процессуального кодекса.
Бекетаев М.Б. 23.07.2021, 03:34Сулейменов Сакен
- Бекетаев М.Б.
- 13.07.2021
- · Өтініш қабылданды·
- · Ерікті тақырыбы ·
- 273
- № 695331
Здравствуйте! При реорганизации государственного органа путем слияния двух государственных органов, необходимо ли ждать два месяца объявления в газете? Либо можно подать в газету объявление о реорганизации государственного учреждения и с момента выхода публикации в газете обратиться в органы юстиции за регистрацией вновь образованного государственного учреждения.? ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемый Сулейменов Сакен! Согласно статье 4 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (далее – Закон) государственную регистрацию юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, и учетную регистрацию их филиалов и представительств осуществляют органы юстиции. В соответствии со статьей 45 Гражданского кодекса (далее – Кодекс) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Статьей 46 Кодекса установлено, что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. В этой связи, согласно статье 48 Кодекса собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента получения уведомлений кредиторами реорганизуемого юридического лица. Исходя из вышеизложенного, при слиянии юридических лиц кредиторы реорганизуемого юридического лица должны быть письменно уведомлены. При истечении двух месяцев после завершения расчетов с кредиторами собственник имущества вновь возникшего юридического лица представляет документы в регистрирующий орган в соответствии с требованиями статьи 6-3 Закона. Порядок государственной регистрации путем реорганизации установлен статьей 6-3 Закона, где одним из документов, в зависимости от вида реорганизации является передаточный акт и документ, подтверждающий письменное уведомление кредиторов о реорганизации юридического лица. Для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган подается документ, подтверждающий письменное уведомление кредиторов о реорганизации юридического лица. Таким образом, для проведения регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, необходимо соблюдение срока, установленным гражданским законодательством. Настоящий ответ в соответствии с Законом «О правовых актах» не является актом официального разъяснения нормативного правового акта, не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер. Несогласие с настоящим ответом может быть обжаловано в соответствии со статьей 91 Административного процедурно-процессуального кодекса.
Бекетаев М.Б. 30.07.2021, 05:26Котовщикова Оксана
- Бекетаев М.Б.
- 13.07.2021
- · Өтініш қабылданды·
- · Ерікті тақырыбы ·
- 327
- № 695303
Министру юстиции Республики Казахстан Бекетаеву М.Б. От Члена Общественного совета по вопросам деятельности органов юстиции Министерства юстиции РК; Члена Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве РК, Директора РОО «Союз профессиональных медиаторов «Келісу»; к.ю.н., профессора Идрисовой С.Б. г. Астана, Проспект Женіс,5, квартира 22. Телефон: 87172 996476 Моб.87015228502 Уважаемый, Марат Бакытжанович, прошу Вас взять под личный контроль и проверить законность деятельности частного судебного исполнителя г. Нур-Султана Урисбаева Нурбола Нурмахановича! Который в 2017 году был лишен лицензии, но уже к концу 2017 года получил ее повторно незаконно! Дело носит частный характер, но связано с множественными нарушениями законности в деятельности государственных органов и частных лиц, а также с коррупционным преступлением. Я хочу добиться привлечения к законной ответственности «непотопляемого» частного судебного исполнителя г. Нур-Султана Урисбаева Нурбола Нурмахановича, который, несмотря на привлечение его в 2017 году к ответственности за использование своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ и требование Республиканской палаты частных судебных исполнителей о лишении его в 2017 году лицензии, продолжает выполнять функцию частного судебного исполнителя! Я, Идрисова Сара Башуевна, будучи взыскателем по исполнительному производству о взыскании 38 506 000,00 тенге (должник Базарбаева Н.А.), стала жертвой коррупционного сговора частного судебного исполнителя г. Нур-Султана (далее ЧСИ) Урисбаева Нурбола Нурмахановича, который, лишил меня фактически возможности защитить мое имущественное право, защита которого гарантирована государством. ЧСИ Урисбаев Н. Н., пользуясь государственно-властными полномочиями, вступив в сговор с Тлеумбетовой А.М., 01 июня 2017 года, невзирая на имеющиеся 56 арестов и обременений (в том числе судебные) своим постановлением незаконно снял все аресты и обременения с нежилого помещения - магазина площадью 241,7 кв.м., с земельным участком площадью 0,0164 га, неделимый с целевым назначением: эксплуатация магазина, кадастровый № 21-318-035-1045, расположенного по адресу город Астана, район Алматы, микрорайон 4, дом 16/1, стоимостью согласно акта оценки 300 000 000,00 тенге., принадлежавшего должнику Базарбаевой Н.А. и передал его в собственность Тлеумбетовой А.М. Тем самым Урисбаев Н.Н. ущемил мои права и передал в собственность Тлеумбетовой А.М. имущество Базарбаевой Н. без учета прав взыскателя одной очереди. Преследуя свой корыстный интерес, Урисбаев Н.Н. нарушил основополагающие принципы исполнительного производства: законности и пропорциональности распределения взысканных сумм между взыскателями одной очереди при их недостаточности для полного удовлетворения всех требований очереди (пп.1),6) статьи 3 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Также своими действиями судебный исполнитель нарушил пункту 4) и 5) статьи 55 и п. 2) статьи 110 указанного Закона, согласно которым при отсутствии у должника денежных сумм, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на другое принадлежащее должнику имущество. Судебный исполнитель с письменного согласия взыскателя или взыскателей одной очереди и должника, предварительно оценив имущество, в соответствии со статьей 68 настоящего Закона вправе передать его в натуре без реализации. При этом, взыскание на имущество должника обращается в том размере и объеме, который необходим для исполнения исполнительного документа. Согласно протокола рабочей встречи представителей Министерства юстиции Республики Казахстан и Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 26 апреля 2016 года, органами юстиции наложение и снятие обременений необходимо производить на основании письма органов государственных доходов, к которому прилагаются: копия соответствующего решения суда, а также решение органа государственных доходов об отмене решения об ограничении в распоряжении имуществом с определенного объекта согласно форме установленного образца. Согласно пункту 1 статьи 160 ГПК РК обеспечение иска может быть отменено тем же судом по заявлению лица, участвующего в деле, сторон арбитражного разбирательства или по собственной инициативе. Свое постановление о снятии арестов с Магазина Урисбаев Н.Н. в этот же день предоставил в Департамент юстиции по городу Астане, который зарегистрировал данный акт, которым и незаконно освободил имущество от 29 обременений, в том числе 8 арестов, наложенных по постановлениям судебных органов. При этом, для сокрытия своих противоправных действий, он изготовил другое Постановление, в котором не указал никаких обременений и вложил его в исполнительное производство. В доказательство того, что действия ЧСИ Урисбаева Н.Н. были неправомерными, а Постановление от 01 июня 2017 года – незаконным, Урисбаев Н.Н., после подачи Идрисовой С.Б. жалобы на действия ЧСИ Урисбаева Н.Н. в Филиал Республиканской палаты ЧСИ в городе Астане – Региональная палата ЧСИ Постановлением от 03 ноября 2017 года отменил свое Постановление от 01.06.2017 года и 07 ноября 2017 года сдал его в ДЮ по г. Астане для регистрации. А позже, Постановлением от 14 ноября 2017 года наложил арест на Магазин и земельный участок. Согласно ответу Филиала Республиканской палаты ЧСИ за подписью Руководителя Региональной палаты Ж.Маусымбекова ЧСИ Урисбаева Н.Н. своими действиями ущемил права Идрисовой С.Б., нарушил Кодекс профессиональной чести, явно нарушил нормы Закона РК, регламентирующего деятельность ЧСИ. Материалы по данному факту направлены в УВД района Сарыарка ДВД г. Астаны. Уголовное расследование в отношение Урисбаева Н.Н. производилось на протяжении 3,5 лет и неоднократно прекращалось органами следствия. Однако, благодаря принципиальной позиции органов Прокуратуры района Сарыарка города Нур-Султан, ЧСИ Урисбаев Н.Н. предан суду. Дело слушается районным судом №2 Сарыаркинского района г.Нур-Султана в составе председательствующего судьи Каримова С.К. Дело №7117-21-00-1/56. Последнее слово подсудимого назначено на 15 июля 2021 года. Вина ЧСИ Урисбаева Н.Н. по пункту 1 статьи 251 УК РК полностью доказана. Урисбаева Н.Н. использовал свои полномочия вопреки задачам деятельности частного судебного исполнителя, действуя в интересах взыскателя пятой очереди Тлеумбетовой, которая получила выгоду и преимущества перед другими взыскателями одной очереди. Урисбаева Н.Н. в нарушение установленного порядка передал имущество в натуре, незаконно отменив имеющиеся аресты и обременения. Урисбаев Н.Н. в ходе судебного следствия показал себя безграмотным и беспринципным человеком, обличенным государственно властными полномочиями, проявил полное незнание закона и подзаконных нормативных актов, регламентирующих деятельность частных судебных исполнителей в Республике Казахстан. Он не увидел никаких нарушений в своих действиях и не раскаялся в допущенных ошибках, врал и вводил суд в заблуждение, ссылаясь на технические неполадки в системе регистрации. Прошу взять под контроль данное дело! Это очень важно! Поскольку вера в собственную безнаказанность дает возможность Урисбаеву Н.Н. и ему подобным продолжать вершить преступную деятельность. А непривлечение его ответственности развяжет руки преступникам-коррупционерам, маскирующимся под судебных исполнителей. Идрисова Сара Башуевна Представитель по доверенности Котовщикова О.Д. ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемая Котовщикова Оксана! Для рассмотрения Вашего обращения требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц. В этой связи, Ваше обращение, в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Административного процедурно – процессуального кодекса Республики Казахстан, будет рассмотрено в установленный кодексом срок.
Бекетаев М.Б. 21.07.2021, 02:21