- Блогтар
- Ақтаева Лязат Мейрашқызы
Ақтаева Лязат Мейрашқызы
«Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігінің Еңбекті қорғау жөніндегі республикалық ғылыми-зерттеу институты» ШЖҚ РМК Бас директоры, медицина ғылымдарының докторы.
Құрманайұлы Нұрлан
- Ақтаева Лязат Мейрашқызы
- 19.09.2025
- · Өтініш қабылданды·
- · Мемлекеттік органдардың жұмысы туралы(мемлекеттік қызмет көрсету) ·
- 32
- № 765815
ЗАПРОС Уважаемая, Актаева Лязат Мейрашевна! С января 2014 года в Казахстане действует закон об обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) работодателей за работников, занятых во вредных условиях труда. Вместе с тем, аттестация рабочих мест по условиям труда у работодателя была проведена лишь в 2017 году, и по её результатам подтверждена вредность условий труда. В связи с этим прошу разъяснить: 1. В такой ситуации обязан ли работодатель производить уплату ОППВ за период с 2014 года (то есть с момента введения ОППВ), если работники фактически выполняли работу во вредных условиях труда и должность входит в перечень №1562 от 31 декабря 2013 года, №170 от 24.05.2023 года , но аттестация проведена позднее? 2. Либо обязанность по уплате ОППВ возникает только с момента проведения аттестации (2017 года)? Прошу дать официальное разъяснение со ссылкой на нормы Трудового кодекса РК, Налогового кодекса РК, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения аттестации и уплаты ОППВ. Также прошу дать разъяснение по приказу № 1057 от 28 декабря 2015 года. ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемый Құрманайұлы Нұрлан! По существу поставленных вопросов сообщаем следующее: 1. Обязан ли работодатель производить уплату ОППВ за период с 2014 года (то есть с момента введения ОППВ), если работники фактически выполняли работу во вредных условиях труда и должность входит в перечень № 1562 от 31 декабря 2013 г., № 170 от 24.05.2023г., но аттестация проведена позднее? 2. Либо обязанность по уплате ОППВ возникает только с момента проведения аттестации (2017 года)? Касательно данных вопросов – Согласно Постановлению Правительства РК № 1562 с 2014 года ОППВ должны были уплачиваться работникам/профессиям, указанным в данном Перечне без подтверждения материалами аттестации. 3. Прошу дать официальное разъяснение со ссылкой на нормы Трудового кодекса РК, Налогового кодекса РК, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения аттестации и уплаты ОППВ. 4. Также прошу дать разъяснение по приказу № 1057 от 28 декабря 2015 года. Аттестация производственных объектов по условиям труда проводится специализированными организациями по проведению аттестации производственных объектов периодически не реже чем один раз в пять лет (статья 183 Трудового кодекса РК) согласно Правилам обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда (Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1057). Обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) - деньги, вносимые вкладчиками в единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) в пользу работников, профессии которых предусмотрены перечнем производств, работ, профессий работников определенным Правительством Республики Казахстан. Согласно действующим нормативно-правовым актам: - Налоговый Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК (статья 257, п.3) - обязательные профессиональные пенсионные взносы, уплаченные налогоплательщиком по правилам единого накопительного пенсионного фонда, подлежат вычету в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан о социальной защите. - Социальный Кодекс РК от 20 апреля 2023 года № 224-VII ЗРК (cтатья 250, п.1) - обязательные профессиональные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 5 процентов от ежемесячного дохода работника.. В Приказе Министра труда и социальной защиты населения РК от 24.05.2023г. № 170 устанавливается перечень профессий и работ с вредными условиями труда, при которых должны уплачиваться обязательные профессиональные пенсионные взносы. Вопрос относительно занятости «не менее 80 % рабочего времени» касается другого нормативного документа - Правил осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов (Постановление Правительства РК от 30 июня 2023 года № 520). Согласно Правилам, по результатам аттестации производственных объектов по условиям труда (Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1057) и периодических обязательных медицинских осмотров профессий работников с вредными условиями труда, занятых не менее 80% рабочего времени в месяц в названных условиях, предоставление ОППВ осуществляется в отношении работников, профессий и видов работ, труд которых в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях подтвержден протоколами аттестации, где по данной профессии установлены вредные и/или опасные условия труда. В Приказе Министра труда и социальной защиты населения РК от 24.05.2023г. № 170 устанавливается перечень профессий и работ с вредными условиями труда, при которых должны уплачиваться обязательные профессиональные пенсионные взносы. Согласно Правилам осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов (Постановление Правительства РК от 30 июня 2023 года № 520), по результатам аттестации производственных объектов по условиям труда (Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1057) и периодических обязательных медицинских осмотров профессий работников с вредными условиями труда, занятых не менее 80% рабочего времени в месяц в названных условиях, предоставление ОППВ осуществляется в отношении работников, профессий и видов работ, труд которых в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях подтвержден протоколами аттестации, где по данной профессии установлены вредные и/или опасные условия труда.
Ақтаева Лязат Мейрашқызы 25.09.2025, 12:31Молдаш Айгерим
- Ақтаева Лязат Мейрашқызы
- 15.09.2025
- · Өтініш қабылданды·
- · Әлеуметтік қамсыздандыру ·
- 53
- № 765808
С января 2014 года в Казахстане действует закон об обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) работодателей за работников, занятых во вредных условиях труда. Вместе с тем, аттестация рабочих мест по условиям труда у работодателя была проведена лишь в 2017 году, и по её результатам подтверждена вредность условий труда. В связи с этим прошу разъяснить: 1. В такой ситуации обязан ли работодатель производить уплату ОППВ за период с 2014 года (то есть с момента введения ОППВ), если работники фактически выполняли работу во вредных условиях труда и должность машинист холодильных установок компрессорного цеха входит в перечень от 31 декабря 2013 года № 1562, от 24 мая 2023 года № 170 , но аттестация проведена позднее? 2. Либо обязанность по уплате ОППВ возникает только с момента проведения аттестации (2017 года)? Прошу дать официальное разъяснение со ссылкой на нормы Трудового кодекса РК, Налогового кодекса РК, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения аттестации и уплаты ОППВ. ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемая Молдаш Айгерим! По существу поставленных Вами вопросов: 1. В Перечне утверждается список профессий, по которому производится начисление ОППВ независимо от аттестации. Прекращение перечисления ОППВ (согласно Правилам) возможно в том случае, если после проведения очередной обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда, вредные условия на данном рабочем месте не подтверждаются протоколами проведенной аттестации. Однако в Перечне от 31 декабря 2013 года № 1562 отсутствует профессия «машинист холодильных установок компрессорного цеха», но присутствует только профессия «машинист холодильных установок, обслуживающий аммиачно-холодильные установки». 2. При отсутствии профессии в Перечне, ОППВ начисляются при соблюдении условий, изложенных в Правилах осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов - Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2014 года № 255 – для предыдущего периода, и Правил от 30 июня 2023 года № 520 – для текущего периода.
Ақтаева Лязат Мейрашқызы 18.09.2025, 03:31Құрманайұлы Нұрлан
- Ақтаева Лязат Мейрашқызы
- 15.09.2025
- · Өтініш қабылданды·
- · Әлеуметтік қамсыздандыру ·
- 51
- № 765807
Вопрос по применению Приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 24 мая 2023 года № 170 «Об утверждении перечня производств, работ, профессий работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в пользу которых агентами по уплате обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет собственных средств осуществляются обязательные профессиональные пенсионные взносы». Уважаемый, Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Прошу разъяснить отдельные положения указанного Приказа. Согласно Приказу № 170 устанавливается перечень профессий и работ с вредными условиями труда, при которых должны уплачиваться обязательные профессиональные пенсионные взносы, если работники заняты на таких работах не менее 80 % рабочего времени. Вопросы для разъяснения: 1. Как определяется критерий «заняты не менее 80 % рабочего времени» - учитывается ли только время активного труда (например, время, проведённое в рабочей позе), или же считается всё фактическое время нахождения работника на рабочем месте под действием вредных факторов (например, в компрессорном цехе, где постоянный шум и аммиак)? 2. Если в аттестации условий труда зафиксировано, что «рабочая поза» составляет только 25 % смены, хотя фактически работник всю смену 24 часа находится в зоне действия вредных факторов — считается ли такой работник занятым 100 % рабочего времени в квоте вредной работы? 3. В случае расхождения между данными протокола (25 %) и фактическим пребыванием на месте (100 %) — какой показатель применяется для отнесения работ к перечню, утверждённому Приказом № 170 и, соответственно, для расчёта обязательных профессиональных пенсионных взносов? Вместе с тем в протоколе аттестации условий труда зафиксировано: • превышение нормативов по аммиаку, пыли и шуму; • класс условий труда установлен как вредные 3.1; • при этом в графе «рабочая поза» указано лишь 25 %. Прошу предоставить официальное разъяснение по указанным вопросам, так как это влияет на правильное применение законодательства о пенсионных отчислениях в условиях вредных факторов труда. С уважением, Гражданин РК ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемый Құрманайұлы Нұрлан! По существу поставленных Вами вопросов: 1. Как определяется критерий «заняты не менее 80 % рабочего времени» - учитывается ли только время активного труда (например, время, проведённое в рабочей позе), или же считается всё фактическое время нахождения работника на рабочем месте под действием вредных факторов (например, в компрессорном цехе, где постоянный шум и аммиак)? В Приказе Министра труда и социальной защиты населения РК от 24.05.2023г. № 170 устанавливается перечень профессий и работ с вредными условиями труда, при которых должны уплачиваться обязательные профессиональные пенсионные взносы. Вопрос относительно занятости «не менее 80 % рабочего времени» касается другого нормативного документа - Правил осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов (Постановление Правительства РК от 30 июня 2023 года № 520). Понятие «рабочей позы» отражает один из показателей фактора тяжести трудового процесса. Критерий «заняты не менее 80 % рабочего времени» отражает фактическое время нахождения на данном аттестованном рабочем месте. 2. Если в аттестации условий труда зафиксировано, что «рабочая поза» составляет только 25 % смены, хотя фактически работник всю смену 24 часа находится в зоне действия вредных факторов — считается ли такой работник занятым 100 % рабочего времени в квоте вредной работы? См. предыдущий ответ. 3. В случае расхождения между данными протокола (25 %) и фактическим пребыванием на месте (100 %) — какой показатель применяется для отнесения работ к перечню, утверждённому Приказом № 170 и, соответственно, для расчёта обязательных профессиональных пенсионных взносов? Вместе с тем в протоколе аттестации условий труда зафиксировано: • превышение нормативов по аммиаку, пыли и шуму; • класс условий труда установлен как вредные 3.1; • при этом в графе «рабочая поза» указано лишь 25 %. Как уже было отмечено выше, понятие «рабочей позы» отражает один из показателей фактора тяжести трудового процесса.
Ақтаева Лязат Мейрашқызы 18.09.2025, 03:25Құрманайұлы Нұрлан
- Ақтаева Лязат Мейрашқызы
- 15.09.2025
- · Өтініш қабылданды·
- · Әлеуметтік қамсыздандыру ·
- 50
- № 765806
Уважаемые господа, В соответствии с Приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 24.05.2023 г. №170, а также Правилами осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов (Постановление Правительства РК от 30.06.2023 г. №520), ОППВ уплачиваются за работников, занятых не менее 80 % рабочего времени во вредных условиях труда. По протоколу аттестации производственных объектов по условиям труда (Приказ №1057 от 28.12.2015) по должности машиниста холодильных установок (компрессорный цех) установлены следующие вредные факторы: • превышение норматива по шуму; • превышение норматива по пылевому фактору; • воздействие аммиака; • класс вредности по указанным факторам – 3.1. Отдельно в протоколе указано, что рабочая поза составляет 25 % смены (значение: пребывание в определенной позе) , то есть это лишь один из факторов – тяжесть трудового процесса, связанная с пребыванием в определённой позе. Однако фактически работник в течение всей смены (100 % времени) находится в компрессорном цехе под воздействием аммиака, шума и пыли, что подтверждает нахождение в условиях вредности в полном объёме. Таким образом, наличие по протоколу нескольких вредных факторов класса 3.1 (и выше) подтверждает обязанность работодателя перечислять обязательные профессиональные пенсионные взносы за такого работника, независимо от того, что «рабочая поза» составляет 25 % смены. Просим дать официальное разъяснение: 1. В данной ситуации, при наличии протокола аттестации с подтверждённой вредностью 3.1 по аммиаку, шуму и пыли, обязан ли работодатель производить начисление и уплату ОППВ? 2. Может ли указание в протоколе фактора «рабочая поза 25 %» использоваться работодателем как основание для отказа в уплате ОППВ, если иные вредные факторы действуют на работника 100 % времени? 3. Как правильно трактуется термин «занятость на работах» и «занятость на рабочем месте» применительно к условиям начисления ОППВ? 4. Каким нормативным документом определяется порядок расчёта и подтверждения «занятости» для целей применения нормы 80 % рабочего времени? С уважением, Гражданин РК ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемый Құрманайұлы Нұрлан! По существу поставленных Вами вопросов: 1. В данной ситуации, при наличии протокола аттестации с подтверждённой вредностью 3.1 по аммиаку, шуму и пыли, обязан ли работодатель производить начисление и уплату ОППВ? Согласно Правилам осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов (Постановление Правительства РК от 30.06.2023 г. №520), в случае выявления по результатам аттестации производственных объектов по условиям труда и периодических обязательных медицинских осмотров профессий работников с вредными условиями труда, занятых не менее 80 % рабочего времени в месяц, работодатели, представители работников, заинтересованные государственные органы вносят в уполномоченный государственный орган по труду обоснованные предложения по их включению в перечень. В протоколах аттестации подробно отражаются все возможные вредные факторы с указанием классов вредности. Предоставление ОППВ осуществляется в отношении работников, профессий и видов работ, труд которых в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях подтвержден протоколами аттестации, где по данной профессии установлены вредные и/или опасные условия труда по двум и более факторам класса 3.1 и/или классам 3.2, 3.3, 3.4. 2. Может ли указание в протоколе фактора «рабочая поза 25 %» использоваться работодателем как основание для отказа в уплате ОППВ, если иные вредные факторы действуют на работника 100 % времени? Рабочая поза является одним из показателей фактора тяжести трудового процесса. класс вредности по нему указывается в протоколе аттестации. Для внесения в уполномоченный государственный орган по труду предложения по начислению ОППВ учитываются совокупно все вредные факторы, подтвержденные протоколами аттестации данного рабочего места. 3. Как правильно трактуется термин «занятость на работах» и «занятость на рабочем месте» применительно к условиям начисления ОППВ? Аттестация производственных объектов по условиям труда проводится по конкретным рабочим местам. Для положительного решения по начислению ОППВ должны быть предоставлены протоколы аттестации, заключительные медицинские акты согласно Приложению 1 к Правилам и периодичности проведения обязательных медицинских осмотров и оказания государственной услуги «Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров» по приказу МЗ РК от 15 октября 2020 года № ҚР ДСМ-131/2020 с заключениями по состоянию здоровья работников, также необходимо чтобы данный работник находился на данном рабочем месте не менее 80 % рабочего времени в месяц. 4. Каким нормативным документом определяется порядок расчёта и подтверждения «занятости» для целей применения нормы 80 % рабочего времени? Нахождение на рабочем месте подтверждается подписанными и заверенными печатью организации табелями учета рабочего времени.
Ақтаева Лязат Мейрашқызы 18.09.2025, 03:19Уралбаев Сагытжан
- Ақтаева Лязат Мейрашқызы
- 24.06.2025
- · Өтініш қабылданды·
- · Тұрғындарды жұмыспен қамту ·
- 210
- № 765634
Здравствуйте! В соответствии с пунктом 5 статьи 248 и пунктом 2 статьи 250 Социального кодекса Республики Казахстан, обязательные профессиональные пенсионные взносы (далее — ОППВ) в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) уплачиваются агентами за работников, занятых на работах с вредными условиями труда, профессии которых предусмотрены Перечнем производств, работ, профессий работников, занятых на работах с вредными условиями труда, утверждённым уполномоченным государственным органом. В случае исключения вредных условий труда, подтверждённого результатами аттестации производственных объектов (далее-АПО), уплата ОППВ агентами не осуществляется (п. 2 ст. 250 СК РК). Во исполнение пункта 5 статьи 248 Социального кодекса РК, Приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 24 мая 2023 года № 170 был утверждён соответствующий Перечень. Однако в указанном Перечне отсутствует отражение ряда профессий и видов деятельности, включая сферу комплексного управления отходами. В частности, в Разделе 17 «Общие профессии» не представлены отдельные должности, задействованные в данной сфере. В связи с вышеизложенным, прошу вас разъяснить следующее: 1. Уплата ОППВ при наличии вредных условий труда, но при отсутствии профессии в Перечне (например, «сортировщик»). Согласно результатам АПО, профессия «сортировщик» признана как задействованная во вредных условиях труда. Однако данная профессия отсутствует в утверждённом Перечне, утверждённом Приказом № 170. Вопрос: Обязана ли организация производить уплату ОППВ за работника, если профессия не включена в Перечень, несмотря на подтверждённые вредные условия труда по результатам аттестации? Если да — прошу указать нормативный правовой акт, на основании которого это возможно. 2. Уплата ОППВ при включении профессии в Перечень, но при отсутствии вредных условий по результатам АПО (например, «стропальщик»). Согласно результатам АПО, условия труда по профессии «стропальщик» не признаны вредными. Вместе с тем, данная профессия включена в Раздел 17 Перечня, утверждённого Приказом № 170. Вопрос: Обязана ли организация производить уплату ОППВ за работника, если профессия включена в Перечень, но фактически вредные условия труда не установлены? Если да — на каком основании? 3. Уплата ОППВ при временном переводе работника на вредные условия труда на менее 60% рабочего времени в месяц. Согласно статье 132 Трудового кодекса РК, временный перевод работника возможен по производственной необходимости. Работник временно переводится на работу, связанную с вредными условиями труда, менее чем на 60% рабочего времени в месяце. Вопрос: Обязана ли организация производить уплату ОППВ за работника в таком случае? Прошу разъяснить, как трактуется критерий «занятости» во вредных условиях труда в контексте расчёта ОППВ и привести ссылку на соответствующий нормативный акт. Благодарю за внимание к настоящему запросу и прошу дать ответ по каждому из вопросов отдельно, с указанием конкретных норм законодательства Республики Казахстан. С уважением, Уралбаев Сагытжан ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемый Уралбаев Сагытжан! Рассмотрев в пределах своей компетенции Ваш запрос касательно разъяснения по уплате обязательных профессиональных пенсионных взносов, сообщаю следующее: Вопрос 1 - Уплата ОППВ при наличии вредных условий труда, но при отсутствии профессии в Перечне производств, работ, профессий работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в пользу которых агентами по уплате обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет собственных средств осуществляются обязательные профессиональные пенсионные взносы согласно Приказа МТСЗН РК от 24 мая 2023 года № 170 (далее – Перечень). Согласно Правилам осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов (Постановление Правительства РК от 30 июня 2023 года № 520) (далее – Правила) в качестве обоснования для дополнения Перечня профессий должны быть представлены: 1.Протоколы аттестации производственного объекта по условиям труда заявленных профессий. 2.Табели учета рабочего времени работников по данным профессиям (далее – табель). 3.Заключительный медицинский акт согласно Приложению 1 к Правилам и периодичности проведения обязательных медицинских осмотров и оказания государственной услуги «Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров» по приказу МЗ РК от 15 октября 2020 года № ҚР ДСМ-131/2020 с заключениями по состоянию здоровья заявленных работников. Вопрос 2 – Уплата ОППВ при включении профессии в Перечень, но при отсутствии вредных условий по результатам АПО. Согласно Правилам (п.16) - В случае исключения вредных условий труда, подтвержденных результатами аттестации производственных объектов, уплата обязательных профессиональных пенсионных взносов агентами прекращается с момента исключения вредных условий труда. Вопрос 3 – Уплата ОППВ при временном переводе работника на вредные условия труда на менее 60% рабочего времени в месяц. Согласно Правилам, по результатам АПО и периодических обязательных медицинских осмотров профессий работников с вредными условиями труда, занятых не менее 80% рабочего времени в месяц, предоставление ОППВ осуществляется в отношении работников, профессий и видов работ, труд которых в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях подтвержден протоколами аттестации. При наличии вышеуказанных условий (в вопросе 1) организация обязана производить уплату ОППВ. Критерий «занятость» во вредных условиях труда определяется посредством учета рабочего времени (табель).
Ақтаева Лязат Мейрашқызы 27.06.2025, 03:02Родякина Виктория
- Ақтаева Лязат Мейрашқызы
- 01.04.2025
- · Өтініш қабылданды·
- · Ерікті тақырыбы ·
- 593
- № 765477
Здравствуйте. В организации (завод по производству растительного масла) была проведена аттестация производственных объектов по условиям труда. При проверке, где произведенные факторы превышают предельно-допустимые уровни(вредные условия) выявили должности как - водители и грануляторщики. Скажите пожалуйста, по статье 105 (размер доплаты), как определить размер доплаты? есть ли минимальный предел размера доплаты? наш ОКЭД 10411 Производство неочищенных масел и жиров, отраслевое соглашение по нашему виду деятельности не нашли. ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемая Родякина Виктория! По вопросу определения минимального предела размеры доплат для должностей – водители, грануляторщики (ОКЭД 10411 -Производство неочищенных масел и жиров) после проведенной аттестации производственных объектов по условиям труда РГП на ПХВ «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» рассмотрев Ваш запрос сообщает следующее: Согласно статье 105 ТК РК (Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V) Оплата труда работников, работников направляющей стороны, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда: 1. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с оплатой труда работников, занятых на работах с нормальными условиями труда, путем установления повышенных должностных окладов (ставок) или доплат, размер которых определяется коллективным договором или актом работодателя с учетом отраслевых коэффициентов, классифицирующих условия труда по степени вредности и опасности, определяемых отраслевым соглашением. 2. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере осуществляется согласно Списку (Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1053 Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и повышенный размер оплаты труда, а также правил их предоставления) производств, цехов, профессий и должностей, перечню тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, интересующий Вас размер доплат работникам, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда Вы можете узнать в коллективном договоре или акте работодателя с учетом отраслевых коэффициентов, классифицирующих условия труда по степени вредности и опасности, определяемых отраслевым соглашением составленной каждой организацией индивидуально и согласованной с Министерством труда и социальной защиты населения РК. В случае отсутствия у Вас данных документов, согласно пункта 5 статьи 158 ТК РК, Вы в праве обратиться к руководству Вашего предприятия для их получения.
Ақтаева Лязат Мейрашқызы 04.04.2025, 12:48Андросова Светлана
- Бекмағамбетов Әлімжан Бауыржанұлы
- 29.01.2025
- · Өтініш қабылданды·
- · Білім ·
- 639
- № 765348
Добрый день! Прошу Вас дать разъяснения по вопросу переобучения по курсу "Безопасность и охрана труда" согласно приказу 1019. Ситуация: я работала в отделе по безопасности и охране труда в строительной компании. В 2022 году я прошла обучение по развитию специальных профессиональных компетенций по вопросам безопасности и охраны труда и получила сертификат по БИОТ на 3 года. Вопрос: Нужно ли проходить повторное переобучение по курсу БИОТ в связи со сменой места работы и специфики компании (со строительной компании в инжиниринговую)? В настоящее время я Инженер по ОТ и ТБ. Сертификат по БИОТ с предыдущего места работы еще действует 6 месяцев. ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемая Светлана! Андросовой Светлане Андросовой Светлане На № 765348 от 29.01.2025 г. РГП на ПХВ «Республиканский научно исследовательский институт по охране труда МТСЗН РК», рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее. Обучение и проверка знаний ответственных работников по развитию общих и специальных профессиональных компетенций проводится в зависимости от заявленной категории ответственных работников, на основании «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553. Обучение и проверка знаний по развитию специальных профессиональных компетенции предусматриваются для работников с учетом специальных знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в определенной отрасли, с учетом вида экономической деятельности, отраслевой специфики предприятия, наличия работ с повышенным профессиональным риском, вредными или опасными условиями труда. Согласно подпункту 3) пункта 36 Правил, внеочередную проверку знаний по безопасности и охране труда, ответственные работники проходят при переводе ответственного лица на другое место работы или назначении его на другую должность, требующую дополнительных знаний по безопасности и охране труда по решению работодателя. В связи с чем, считаем, что при переходе работника на другое место работы или назначении его на другую должность, требующую дополнительных знаний по безопасности и охране труда, необходима внеочередная проверка знаний.
Бекмағамбетов Әлімжан Бауыржанұлы 29.01.2025, 11:44Бердиханов Сергазы
- Бекмағамбетов Әлімжан Бауыржанұлы
- 16.01.2025
- · Өтініш қабылданды·
- · Денсаулық сақтау ·
- 219
- № 765327
Құрметті Әлімжан Бауыржанұлы! Мен 2019жылдан бері Қостанай облысы, Бейімбет Майлин аудандық ауруханасында туберкулезге қарсы кабинетте фтизиатр дәрігер болып қызмет атқарамын. Туберкулездің ашық түрімен ауыратын науқастармен тікелей жұмыс істеймін. Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 2023 жылғы 24 мамырдаға №170 бұйрығында 13 бөлім, 161 тармақта көрсетілгендей Денсаулық сақтау және әлеуметтік қамсыздандыру және мәдениет мекемелерінде жұмыс уақытының кемінде 80 %-ында жұмыс iстейтiн жұмыскерлер: туберкулезге қарсы ұйымдардағы (бөлiмшелер мен КАБИНЕТТЕРДЕ), лепрозорийлерде, науқастарға тiкелей қызмет ететін медицина жұмыскерлеріне жұмыс беруші тарапынан жұмысшының зейнетақы жинақтарына ай сайынғы жалақының 5% көлемінде міндетті кәсіби жарналар төленуі тиіс. Осы тұрғыда туберкулезге қарсы кабинетте туберкулездің ашық түрі бар науқастармен тікелей жұмыс істейтін маған 5% міндетті кәсіби жарналар тиісті ме? Осы мәселе бойынша толыққынды жауап беруіңізді өтінемін. Құрметпен, Беріханов Серғазы Құрманғазыұлы. ...
ТолығырақЖауаптар
Құрметті Серғазы Құрманғазыұлы! «Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігінің Еңбекті қорғау жөніндегі республикалық ғылыми-зерттеу институты» ШЖҚ РМК (бұдан әрі - ЕҚРҒЗИ) Сіздің өтінішіңізді қарап, хабарлайды. ҚР Әлеуметтік rодексінің (бұдан әрі - Кодекс) 250-бабының 1-тармағына сәйкес Бірыңғай жинақтаушы зейнетақы қорына төленуге жататын міндетті кәсіптік зейнетақы жарналары (бұдан әрі - МКЗЖ) міндетті кәсіптік зейнетақы жарналарын есептеу үшін алынатын жұмыскердің ай сайынғы кірісінің 5 % мөлшерінде белгіленеді. Кодекстің 250-бабының 2-тармағына сәйкес МКЗЖ агенттер еңбек жағдайлары зиянды жұмыстарда істейтін, кәсіптері уәкілетті мемлекеттік орган бекіткен өндірістердің, жұмыстардың, жұмыскерлер кәсіптерінің тізбесінде көзделген жұмыскерлердің пайдасына меншікті қаражаты есебінен жүзеге асырады. Бұл ретте МКЗЖ беру «Өндірістік объектілерді міндетті мерзімдік аттестаттау қағидаларын бекіту туралы» ҚР Денсаулық сақтау және әлеуметтік даму министрінің 28.12.2015 ж. №1057 бұйрығына сәйкес ауыр, зиянды және (немесе) қауіпті жағдайлардағы еңбегі өндірістік объектілерді аттестаттау нәтижелерімен (бұдан әрі – ӨОА) расталған жұмыскерлерге, кәсіптер мен жұмыс түрлеріне қатысты жүзеге асырылады. Сондай-ақ, агенттің (жұмыс берушінің) МКЗЖ-ны тізбедегі барлық жұмыскерлердің пайдасына міндетті түрде жүзеге асыруы ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 24.05.2023 ж. №170 бұйрығымен регламенттелген. ҚР Үкіметінің 30.06.2023 ж. №520 қаулысымен бекітілген Міндетті кәсіптік зейнетақы жарналарын жүзеге асыру қағидаларына сәйкес еңбек жағдайлары бойынша ӨОА және міндетті мерзімдік медициналық тексеріп-қарау нәтижелері бойынша айына жұмыс уақытының кемінде 80 %-ы зиянды еңбек жағдайларында жұмыс істейтін жұмыскерлердің кәсіптері анықталған жағдайда жұмыс берушілер, жұмыскерлердің өкілдері, мүдделі мемлекеттік органдар еңбек жөніндегі уәкілетті органға оларды тізбеге енгізу бойынша негізделген ұсыныстар енгізеді. ЕҚРҒЗИ жұмыс орнына еңбек жағдайлары бойынша ӨОА материалдарының, фтизиатр дәрігерінің жұмыс уақытын есепке алу табелінің болмауына байланысты толық және объективті қорытынды бере алмайды. Жоғарыда айтылғандарды ескере отырып, мәселені жан-жақты және объективті қарау үшін ӨОА нәтижелерін (құжаттардың толық пакетін) жіберуді сұраймыз.
Бекмағамбетов Әлімжан Бауыржанұлы 22.01.2025, 02:47Бекбаева Жансулу
- Құрманов А.М
- 12.11.2024
- · Өтініш қабылданды·
- · Денсаулық сақтау ·
- 454
- № 765215
Салеметсізбе министр! Сізге Батыс Қазақстан облысы Ақжайық ауданынан хат жолдап отырмын. Есімім Жансұлу Мерекеқызы! Сізге хат жолдауымның үлкен себебі: қызымның денсаулығында ақау бар. Мүгедектік тағайындай алмай жүрміз. Қызым Орынбасар Әмина Дастанқызы 27.06.2017ж дүниеге келді. 2018жылы шілде айында Астана қаласында операция жасалды. Диагноз: тазобедренный сустав, вывих левых бедер. Ұршығының басы дамымай мүжіліп жатыр. 2018ж қараша айында пенсия тағайындады. 2020жылдың қараша айында алып тастады. Содан тағйындалмады. 12.11.2024күні документтерімізді толтырып втэкке барған болатынбвз. Онымен тағайындамады. Мен бұл әрекеттеріне қанағаттанбаймын. Олардың айтуларынша бала постельный жату керек немесе аяғы сынған болу керек. Не бассыздық. Операция жасаған дәрігеріміз тексерістен өткізген соң пенсия тағайындалуы қажет екееін жазып берген болатын. Себебі дым өзгеріс жоқ. Аяғын қосып жүрмейді қызым. Аурады деп жвлайды. Мен көп балалы анамын. Сіздерден көмек сұрап жазып отырмын. Шешіп брсеңіздер екен. ...
ТолығырақЖауаптар
Құрметті Жансулу «Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігінің Еңбекті қорғау жөніндегі республикалық ғылыми-зерттеу институты» ШЖҚ РМК Сіздің сұрақ өтінішіңізді қарап, мынаны хабарлайды. Институттың негізгі қызметі еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау саласында ғылыми зерттеулерді жүргізу болып табылады. Жоғарыда айтылғандарға байланысты, Сізге Қазақстан Республикасының Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігіне жүгінуді ұсынамыз. Сіз жолданымыңызды электрондық нұсқада мына: https://eotinish.kz/ сілтеме бойынша жібере аласыз.
Құрманов А.М 14.11.2024, 06:24Бралина Гүлзат
- Құрманов А.М
- 30.10.2024
- · Өтініш қабылданды·
- · Білім ·
- 741
- № 765204
Прошу дать разъяснение касательно обучение технических инспекторы по охране труда. Кем осуществляется обучение, какие лица могут проводить данные обучение, имеют ли права профсоюзные организации вести такие обучение ? ...
ТолығырақЖауаптар
Уважаемая Гульзат! РГП на ПХВ «Республиканский научно исследовательский институт по охране труда», на Ваш вопрос: дать разъяснение касательно обучения технических инспекторов труда. Кем осуществляется обучение, какие лица могут проводить данные обучения, имеют ли право профсоюзные организации вести такие обучения?, сообщает следующее. В соответствии с приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 28 декабря 2015 года № 1045 утверждены общие требования к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в организации, которые включают наличие: 1. в Уставе (Положении) организации нормы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для организаций, которые непосредственно проводят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; 2. рабочих учебных планов и программ по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; 3. учебников и учебно-методических комплексов по соответствующим профессиям (специальностям); 4. договора обучения (письменного соглашения между работодателем и обучаемым об условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации непосредственно в организации) или договора об оказании образовательных услуг (письменного соглашения между работодателем и организацией, реализующей образовательные программы дополнительного, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования об условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации). Вместе с тем, согласно пункту 21 Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1019, обучение и проверка знаний по вопросам безопасности и охраны труда проводятся в организациях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров (далее - учебные центры). Учебные центры должны иметь материально-техническую базу, включающую в себя: 1) учебный класс (собственный или арендуемый), оснащенный аудио-, видеотехникой; 2) компьютеры и мультимедиа для тестирования; 3) наглядные пособия по различным темам обучения; 4) учебно-методические материалы (периодические издания). Для организации учебного процесса при дистанционном обучении необходимо наличие у учебного центра: 1) образовательного портала со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся и учебного контента; 2) мультимедийных классов с возможностью проведения обучения по сетевой технологии в "on-line" режиме (видеоконференции). Согласно пункту 22 Правил, обучение (занятия, лекции, семинары) по вопросам безопасности и охраны труда ответственных работников проводится с привлечением специалистов государственных органов надзора и контроля (по согласованию), преподавателей профильных учебных заведений, юристов и инженерно-технических работников и специалистов служб безопасности и охраны труда крупных промышленных организаций, имеющих высшее (или послевузовское) образование, а также опыт работы не менее 5 лет в области безопасности и охраны труда и сертификат о прохождении обучения и проверки знаний по безопасности и охране труда.
Құрманов А.М 31.10.2024, 05:39